close

Publications

14 July 2016

Publication ″Yuridicheskaya Practika”. The fate of a non-resident (in Russian)

Source: Publication ″Yuridicheskaya Practika". The fate of a non-resident (in Russian)

Судьба нерезидента

Особенности, которые необходимо учитывать при регистрации и деятельности представительств юридических лиц — нерезидентов на Украине

Ирина БАКИНА,
Ольга КОВЕРНИК

Специально для «Юридической практики»

Несмотря на то что право осуществлять деятельность на территории Укра­ины через свои представительства иностранные субъекты хозяйствования, в том числе иностранные банки (нерезиденты), получили еще в 1991 году, существует ряд вопросов деятельности таких представительств, которые до сих пор либо прямо не урегулированы законодательством, либо регулируются по-разному несколькими нормативными актами. В результате этого как на этапе создания, так и в процессе деятельности представительств нерезидентов возникает ряд юридических и практических проблем. Некоторые из них стали объектом анализа в данной статье.

Нечеткость правового регулирования

Первое, что необходимо учитывать в деятельности представительств нерезидентов, — это двойственность правового регулирования. К представительствам нерезидентов применимы как общие нормы законодательства, касающиеся в целом обособленных подразделений субъектов хозяйствования, так и специальные нормы, распространяющие свое действие исключительно на представительства нерезидентов. Последние также разделяются в зависимости от вида представительства нерезидента. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» делит представительства на представительства банков и представительства других иностранных субъектов хозяйственной деятельности, в то время как налоговое законодательство, в зависимости от осуществления представительством хозяйственной деятельности, выделяет представительства постоянные, то есть осуществляющие хозяйственную деятельность, и представительства, не осуществляющие хозяйственной деятельности.

По причине отсутствия четкого правового регулирования деятельности представительств часто к ним по аналогии применяются нормы, регламентирующие деятельность юридических лиц. Применение такой аналогии не является правильным, поскольку, несмотря на некоторое внешнее сходство, между представительством и юридическим лицом существует ряд различий. В частности, на практике широко распространена ошибка, когда представительство в отношениях с другими лицами фигурирует как самостоятельный субъект, а не как обособленное структурное подразделение, через которое действует нерезидент, что противоречит статусу представительства. Пример такой ошибки иллюстрируют договоры, заключаемые нерезидентом через свое представительство, но оформляемые как договоры, заключенные непосредственно представительством. Во избежание подобных ситуаций необходимо помнить, что представительство не является юридическим лицом и не ведет самостоятельно хозяйственную деятельность, во всех случаях представительство действует от имени и по поручению того субъекта хозяйствования, чьи интересы оно представляет.

Статус главы представительства и документ, на основании которого он действует, также имеют свою специфику. Глава представительства в качестве его руководителя назначается нерезидентом и действует на основании доверенности, выданной на его имя нерезидентом и определяющей объем его полномочий. Регламентация деятельности главы представительства может быть детально прописана в положении о представительстве.

Обязательное наличие положения о представительстве, которое может играть роль, подобную уставу в хозяйственном обществе, также относится к неурегулированным вопросам деятельности представительств нерезидентов. В то время как общие нормы Гражданского кодекса Украины устанавливают, что представительство наделяется имуществом юридического лица, создавшего его, и действует на основании утвержденного им положения, специальные нормы о представительствах нерезидентов не требуют наличия положения о представительстве как для целей его первоначальной регистрации, так и дальнейшей деятельности. Исключение составляют представительства иностранных банков, для аккредитации которых Национальный банк Украины (НБУ) предусмотрел не только подачу положения, но и регламентировал его форму. Вследствие вышеуказанного пробела в регулировании на практике возникла ситуация, когда ряд представительств нерезидентов действуют без положений о них, то есть, по сути, без основного внутреннего нормативного документа, предназначенного регулировать наиболее важные аспекты деятельности представительства. Несмотря на то что законодательство не предусматривает как четких требований к положению о представительстве, так и каких-либо санкций за его отсутствие, наличие у представительства нерезидента правильно разработанного и надлежащим образом утвержденного положения может в ряде случаев обезопасить и упростить его деятельность на Украине.

Сложности регистрации

Порядок регистрации представительств нерезидентов отличается от порядка регистрации юридического лица, а порядок регистрации представительств иностранных банков отличается от порядка регистрации представительств других иностранных субъектов хозяйствования. Основные отличия между процедурами регистрации представительства нерезидента и юридического лица состоят в том, что, во-первых, представительство нерезидента не регистрируется в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а во-вторых, при регистрации представительства нерезидента и последующем внесении изменений в зарегистрированные сведения о нем не используется принцип «единого окна», то есть представительство нерезидента должно самостоятельно отслеживать сроки, установленные для его регистрации и внесения изменений в зарегистрированные сведения.

Аккредитацию представительств иностранных банков осуществляет НБУ, а регистрацию представительств иных зарубежных субъектов хозяйствования — Ми­нистерство экономического развития и торговли Украины (Минэкономразвития). Исторически сложилось так, что до ноября 2006 года представительства иностранных банков регистрировались и в Минэкономразвития, и в НБУ, в итоге на данный момент деятельность таких представительств подчиняется одновременному регулированию двух вышеуказанных органов. В случае намерения представительства нерезидента, зарегистрированного в Минэкономразвития, осуществлять хозяйственную деятельность на Украине, оно должно получить статус постоянного представительства путем регистрации в органе государственной налоговой службы как плательщик налога на прибыль. А исхо­дя из анализа Закона Украины «О банках и банковской деятельности», представительства иностранных банков не могут осуществлять ни банковскую, ни другую хозяйственную деятельность на территории Украины и поэтому не могут иметь статус постоянного представительства.

После регистрации представительства нерезидента в Минэконом­развития или его аккредитации в НБУ как представительства иностранных банков, так и представительства прочих иностранных субъектов хозяйствования должны быть внесены в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) путем ­постановки на учет в органах государственной статистики, что подтверждается получением справки из ЕГРПОУ. Далее представительство нерезидента должно стать на учет в налоговой инспекции как налогоплательщик, а в случае использования наемного труда — также в управлении Пенсионного фонда Украины как плательщик единого социального взноса. При постановке на учет в налоговой инспекции представительство нерезидента, планирующего осуществлять хозяйственную деятельность на Украине, регистрируется как плательщик налога на прибыль и получает статус постоянного представительства. Несмотря на то что статус постоянного присваивается представительству нерезидента налоговой инспекцией только после его регистрации в Минэкономразвития и органах государственной статистики, представительству нерезидента необходимо учитывать свой будущий статус на каждом этапе регистрации. Если представительство нерезидента не планирует осуществлять хозяйственную деятельность, то в положении о представительстве, а также в сведениях, подлежащих внесению в ЕГРПОУ, не нужно указывать те виды деятельности, осуществление которых является хозяйственной, например, торговля, производство и т.д. И наоборот — при постановке представительства нерезидента на учет в налоговой инспекции могут возникать сложности с подтверждением того, что представительство нерезидента не планирует осуществлять хозяйственную деятельность, если в справке из ЕГРПОУ такого представительства указаны виды деятельности, которые, по сути, являются хозяйственной и предполагают получение прибыли.

Одной из особенностей создания и функционирования представительств нерезидентов также является необходимость получения согласия соответствующих органов исполнительной власти (в г. Киеве — Киевской городской государственной администрации через Генеральную дирекцию Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств, в Автономной Республике Крым, областях и г. Севастополе — Совета Мини­стров Автономной Республики Крым, областных и Севастопольской городской администраций) на приобретение или аренду недвижимого имущества для размещения представительства.

В зависимости от вида представительства нерезидента банковское законодательство предусматривает два типа текущих счетов в национальной валюте: для постоянных представительств — счета типа «П»; представительств, не осуществляющих хозяйственную деятельность, — счета типа «Н». Выбор типа счета, соответствующего деятельности представительства нерезидента, является важным, поскольку каждый из указанных типов счетов имеет разный режим.

Особенности трудоустройства

Представительства ­нерезидентов также имеют некоторую специфику оформления трудовых ­отношений со своими сотрудниками. Так, для сотрудника-иностранца работодателем может выступать как непосредственно нерезидент, так и нерезидент в лице своего представительства. Трудовой договор между нерезидентом и сотрудником-иностранцем может быть заключен по иностранному праву и должен содержать условие о том, что такой сотрудник-иностранец будет исполнять свои трудовые обязанности в представительстве нерезидента на территории Украины. Нере­зидент в лице своего представительства может быть работодателем как для сотрудника-иностранца, так и для гражданина Украины. Трудовой договор в таком случае заключается по праву Украины. В отличие от иностранцев, нанимаемых украинскими юридическими лицами, иностранным сотрудникам представительств нерезидентов не требуется получение разрешения на трудоустройство. Положение о регистрации представительств нерезидентов в Минэкономразвития предусматривает выдачу их иностранным сотрудникам служебных карточек, в то же время условие о выдаче таких служебных карточек сотрудникам представительств иностранных банков в соответствующем нормативном акте НБУ не фигурирует. Процедура получения служебной карточки в Минэкономразвития является простым техническим действием, не требующим подачи сложного пакета документов (как, например, это происходит при получении разрешения на трудоустройство), однако функция таких служебных карточек законодательно не определена, да и на практике не вполне понятна. Следует также отметить, что за неполучение служебной карточки иностранцем применение санкций законодательно не предусмотрено. Отличие в оформлении трудовых отношений граждан Украины, работающих в представительстве нерезидента, по сравнению с тем, когда работодателем выступает юридическое лицо, заключается также в том, что трудовые книжки таких сотрудников хранят, записи в них вносят соответствующие уполномоченные учреждения (в г. Киеве — Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств; в областях — управления внешних отношений и внешнеэкономической деятельности облгосадминистраций или уполномоченные ими предприятия). Записи в трудовые книжки, сделанные непосредственно представительствами нерезидентов, являются недействительными.

Еще одной особенностью представительства нерезидента, подлежащего регистрации в Минэкономразвития, является ограничение количества иностран­ных граждан — служащих иностранного субъекта хозяйствования, являющихся сотрудниками представительства, которое фиксируется в свидетельстве о регистрации представительства нерезидента в Минэко­номразвития. Минэконом­развития не­гласно ограничивает такое количество тремя иностранцами, несмотря на то что законодательство не предусматривает каких-либо оснований для вычисления разрешенного количества иностранных сотрудников в представительстве нерезидента. Однако максимальное количество иностранных сотрудников представительства нерезидента может быть увеличено Мин­экономразвития в случае предоставления достаточного обоснования необходимости их привлечения для работы на Украине. При аккредитации представительства иностранного банка в НБУ какие-либо ограничения числа его иностранных сотрудников не вводятся.

Пребывание иностранных сотрудников на Украине

Недавними изменениями в законодательство были введены новые основания для въезда и законного пребывания на Украине иностранных граждан и лиц без гражданства — сотрудников представительств нерезидентов. В частности, согласно Закону Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», въезд на Украину и выезд с ее территории иностранцев и лиц без гражданства, работающих в представительствах нерезидентов, осуществляются по паспорту и временному виду на жительство, а основанием для законного пребывания указанных лиц на территории Украины в период их работы является временный вид на жительство. Однако вышеупомянутый закон отдельно не выделяет основания для первого въезда на Украину иностранца для работы в представительстве нерезидента, а также не регулирует его пребывание на территории украинского государства до момента получения временного вида на жительство. Фактически первый въезд такого иностранца на Украину должен осуществляться на основании разовой визы типа «Д» с надписью на этикетке «Работа в представительстве иностранного субъекта хозяйствования» или «Работа в представительстве иностранного банка», которая выдается на срок 45 дней и является также одним из документов, необходимых для получения временного вида на жительство. После того как иностранец въехал на Украину и приступил к работе в представительстве нерезидента, но до окончания срока действия визы типа «Д», он должен получить временный вид на жительство (оформляется на протяжении 15 дней с момента подачи всех необходимых документов в надлежащий орган Министерства внутренних дел Украины), который и будет служить основанием для его дальнейшего законного пребывания на Украине и въезда на ее территорию. Таким образом, при планировании работы иностранца в представительстве нерезидента необходимо учитывать, что виза типа «Д» является разовой, и до момента получения временного вида на жительство иностранцу не следует выезжать с Украины, так как у него не будет законных оснований для обратного въезда на ее территорию.

Практические советы

Проанализированные в данной статье проблемные вопросы функционирования представительств нерезидентов на Украине позволяют сформулировать следующие рекомендации, направленные на оптимизацию их работы и минимизацию потенциальных рисков в их деятельности:

  • всегда помнить о разнице между представительством и юридическим лицом и нецелесообразности применения регулирования деятельности одного по аналогии к другому;
  • принимать во внимание специфику регулирования деятельности представительств иностранных банков и представительств прочих иностранных субъектов хозяйствования;
  • до момента создания представительства четко определить цель его деятельности на Украине, которая должна быть решающей для � �ыбора статуса представительства нерезидента, разработки документации, проведения регистрационных действий и его последующего функционирования;
  • разработать положение о представительстве, детально регламентирующее его функционирование, и руководствоваться таким положением в текущей деятельности представительства;
  • контролировать соблюдение законодательно установленных сроков для первичной регистрации представительства нерезидента, подачи новых документов в соответствующие государственные органы и/или внесения последующих изменений в зарегистрированные сведения о нем;
  • учитывать особенности оформления трудовых отношений с гражданами Украины и иностранцами, а также основания для законного пребывания последних на ее территории.

БАКИНА Ирина — юрист ЮФ «Саенко Харенко», г. Киев,

КОВЕРНИК Ольга — юрист ЮФ «Саенко Харенко», г. Киев

Share:

More Publications
Show More