Захист стартапів: важливість і особливості (російською мовою)

Слово “стартап” уже не звучит странно или непривычно для украинских реалий. Стартапом является молодой бизнес, созданный в основном небольшим количеством людей, строящих свой бизнес на основе инноваций и современных технологий. Довольно часто стартапы называют “гаражными” компаниями, поскольку учредители практики стартапов – американские предприниматели, которые открывали свои первые офисы в гаражах собственных домов и по ночам пытались там создать свой бизнес. Одним из наиболее успешных примеров гаражного стартапа является история создания Apple.

Как правило, люди, создающие стартап, – амбициозны, целенаправленны и максимально заинтересованы в том, чтобы их бизнес развивался и достиг уровня unicorn (стоимостью 1 миллиард долларов и более). Порой в процессе создания своей компании и пытаясь создать интересный и качественный продукт, который привлечет потребителей, собственники забывают о важных юридических составляющих, поскольку время и ресурсы ограничены, а результат необходим на вчера.

Почему стоит не забывать о юридической составляющей бизнеса и как его защитить от потенциальных юридических рисков?

Стоит, поскольку именно юридическая составляющая является такой же неотъемлемой составляющей бизнеса, как и хорошая идея, а риски неоформления определенных моментов довольно высоки.

Джентльменское соглашение?

Итак, когда уже есть идея для стартапа и нашлись люди, которые помогут ее реализовывать, стоит изначально определить ключевые моменты взаимоотношений между сторонами и четко определить роли каждого из участников создания и реализации проекта. Как правило, в стартапе есть кто -то, кто инвестирует, и тот, кто ищет инвестиции, кто-то является “мозгами”, а кто-то “руками” проекта.

Поэтому необходимо заключить определенное соглашение о сотрудничестве, которое будет регулировать взаимоотношения между всеми участниками этого процесса на его начальных этапах. Устные договоренности между людьми, известные как джентльменские соглашения, работают только до определенного времени. К сожалению, на данный момент в Украине не существует документа, который мог бы закрепить намерения сторон о потенциальном сотрудничестве, но такие документы существуют в других юрисдикциях. Они могут быть изложены в виде меморандумов о взаимопонимании (MoU), term sheet, или письма о намерениях (LOI).

Меморандум о взаимопонимании (MoU) – это официальный документ, описывающий широкие рамки соглашения, которые были достигнуты двумя или большим количеством сторон путем переговоров. MoU определяет стороны, описывает проект, в отношении которого они договариваются, определяет сферу его применения и детально определяет роли и обязанности каждой стороны.

Term sheet – это вид необязательного к исполнению соглашения, которое устанавливает материальные условия будущего соглашения. Например, при каких условиях будет осуществляться инвестиция в стартап. Он является шаблоном для разработки более подробных юридически обязательных документов.

Письмо о намерениях (LOI) – документ, который декларирует предварительное обязательство одной стороны осуществлять бизнес с другой. В LOI и изложены основные условия будущего соглашения. Часто они используются в коммерческих соглашениях и по содержанию похожи на Term sheet. Однако одно из главных отличий между ними заключается в том, что LOI направляется одной стороне в формате письма и имеет довольно произвольную форму, в то время как Term sheet имеет более существенный характер и, как правило, излагается в формате коротких пунктов, которые будут определять дальнейшее сотрудничество.

Несмотря на то, что Term sheet отличаются от LOI и меморандумов о взаимопонимании (MoU), порой можно услышать мнение, что эти документы по сути являются одинаковыми, поскольку они достигают подобных целей и зачастую содержат подобную информацию.

Самый большой недостаток этих документов заключается в том, что все они не являются законодательно закрепленными документами, но в то же время предшествуют подписанию основного договора между сторонами и могут защищать интересы сторон до определенного момента.

ООО или ФЛП?

Вопрос правильного юридического структурирования бизнеса – пожалуй, один из самых сложных и противоречивых. Одни эксперты говорят, что стоит сразу открывать компанию за границей, другие – что не стоит спешить вообще ее открывать, и работают “в черную”. И что важно, наверное, правильного ответа по поводу юрисдикции для открытия компании здесь нет и быть не может, поскольку каждый стартап уникален и имеет свои особенности, которые стоит учитывать при открытии бизнеса.

Наиболее простой и понятной формой для небольшого стартапа может быть регистрация кого-либо из его участников в качестве физического лица – предпринимателя (далее – ФЛП), которое сможет привлекать других ФЛП для предоставления ему определенных услуг. Этот способ структурирования возможен, если стартап состоит из небольшой группы людей, которые совместно что-то создают.

Например, дизайнер, несколько разработчиков, которые вместе пытаются что-то создать. В таком формате взаимоотношений в основном все выполняют как свою основную работу, так и работу бухгалтера и юриста, что порой приводит к путанице с документацией. Вторая наиболее распространенная в Украине форма структурирования – это создание общества с ограниченной ответственностью, где есть наемные работники, а также ФЛП, предоставляющие услуги такому обществу. Риски такого структурирования возникают в случае, если общество привлекает большинство людей в качестве ФЛП, тем самым пытаясь избегать налоговой нагрузки.

Не идеей единой

Интеллектуальная собственность для технологического стартапа является одним из самых ценных ресурсов, который необходимо своевременно регистрировать, чтобы в будущем иметь надежный механизм защиты от противоправных действий со стороны третьих лиц, но, к сожалению, не все готовы вкладывать средства в регистрацию объектов интеллектуальной собственности на первых этапах создания стартапа или просто об этом не знают.

Как правило, стартапы начинают регистрацию своих объектов интеллектуальной собственности с торговых марок, а уже потом – технологические, еще и получают сертификаты права собственности на патент, изобретение или полезную модель. Важно помнить, что получение исключительно украинского свидетельства на право собственности любого из объектов интеллектуальной собственности будет недостаточным для защиты прав во всех юрисдикциях, в которых стартап планирует осуществлять деятельность, поэтому стоит четко понимать, в каких странах планируется вести бизнес, и осуществлять регистрацию заблаговременно. Также стоит проверять торговые марки, прежде чем вкладывать средства в маркетинг и рекламные кампании, поскольку довольно часто бывает, что торговую марку уже кто-то зарегистрировал.

Не менее важным вопросом является урегулирование защиты конфиденциальной информации, ноу- хау и коммерческой тайны, которые есть в каждом стартапе и вообще присущи каждому бизнесу, который создает новый продукт или изменяет существующие процессы. И защита перечисленного выше требует огромных усилий от компании, поскольку не существует четкого и понятного подхода, как их защищать.

Подход компании Coca-Cola с ее тайным рецептом напитка, который пьют люди во всем мире, больше похож на легенду, а не на сегодняшнюю реальность, где можно потерять свою идею и уникальность, просто взяв на работу человека, который сможет украсть идею и реализовать ее быстрее, чем сам стартап.

Также стартап, который имеет своих разработчиков, должен правильно урегулировать и оформлять передачу имущественных прав на созданный код. Как ни странно, это один из самых приоритетных юридических вопросов для бизнеса, и должен быть корректно оформлен изначально. Риски с некорректно переданными имущественными правами являются достаточно высокими.

Раньше собственники стартапов мало обращали внимание на имущественные права и их передачу, но в настоящее время наблюдается тенденция, когда собственники не преуменьшают важность интеллектуальной собственности и стараются в договорах прописывать эти положения.

Комплаенс?

Обычно бизнес на начальных этапах своей деятельности не задумывается над тем, почему он должен соответствовать требованиям законодательства разных стран, где он планирует осуществлять свою деятельность. Комплаенс является вопросом довольно индивидуальным, и его содержание будет зависеть от будущей деятельности стартапа, с кем и где планируется осуществлять бизнес: исключительно с украинскими контрагентами или его деятельность планируется на территории Европы или США.

Ни для кого не секрет, что для банковских учреждений применяется финансовый комплаенс, который необходимо пройти, чтобы открыть банковский счет. В то же время другие виды комплаенса только начинают развиваться в Украине, и стартапу стоит учитывать, что потенциальный инвестор может запросить документы в подтверждение того, что у компании имеется надлежащая защита данных, уплачиваются налоги и т. п. Комплаенс является объективной необходимостью для бизнеса, важным конкурентным преимуществом любой компании, поэтому в его развитии должен быть заинтересован сам стартап, чтобы в будущем минимизировать уровень возможных проблем и дополнительной работы.

Выводы

Итак, стоит учитывать как минимум эти четыре вопроса, прежде чем создавать свой бизнес. Не стоит преуменьшать важность юридической составляющей создания стартапа, поскольку без надлежащего и корректного структурирования как самой компании, так и взаимоотношений между сторонами в будущем могут возникнуть довольно серьезные проблемы не только извне, такие как судебные иски или налоговая проверка, но и внутренние – разрушение компании, отсутствие четко определенных обязанностей между членами команды и т. п.

В то же время интеллектуальная составляющая любого стартапа является его основным ресурсом, который стоит оберегать и не преуменьшать важность своевременной регистрации торговых марок и патентов не только в Украине, но и во всех юрисдикциях, где планирует осуществлять свою деятельность компания. Комплаенс как сложный механизм требует огромного внимания и невозможен без внешних юридических советников, которые смогут проанализировать рынки, где будет действовать компания, и предоставить основательный анализ потенциальных рисков, связанных с банковскими учреждениями, органами контроля, защиты данных и т. п.

Хотя, безусловно, особенность защиты будет зависеть от многих факторов. Невозможно однозначно сказать, что именно Memorandum of Cooperation или зарегистрированная в США торговая марка смогут обеспечить стопроцентную защиту бизнеса. Только комплексный подход, который будет включать анализ рынков, внешнее/внутреннее юридическое сопровождение, и постоянный пересмотр взаимоотношений смогут обеспечить надлежащую защиту стартапа.

Подібні публікації

24 Січня 2023

Публікації

Хто за все заплатить: як рітейлу фіксувати збитки та на які варіанти відшкодування можна розраховувати
02 Січня 2023

Публікації

Sayenko Kharenko приєдналася до благодійної акції «Огорни теплом»
20 Грудня 2022

Публікації

СОТ перекреслює спадок Трампа: чи вдасться усунути причину глобальної торговельної війни
Cookies повідомлення

Ми використовуємо дані cookie, щоб аналізувати поведінку відвідувачів
нашого сайту та покращувати його. Використовуючи наш сайт, ви даєте згоду на дані cookie відповідно до нашої Cookie Policy.