Cross-border loans: what changed in 2017? (in Russian)

Политика НБУ и осуществленные им на деле шаги в сфере валютного регулирования в 2017 году ознаменовались продолжением ранее начатого пути постепенной либерализации валютных ограничений. Частота и количество изменений от НБУ в правилах валютного регулирования, которые рынок увидел в последнее время, лишний раз подтвердили устоявшееся реноме данной отрасли как одной из наиболее часто изменяющейся в украинском законодательстве. Благо, вектор изменений был направлен в сторону ослабления и лишь время от времени корректировался ужесточением правил финансового мониторинга, детализацией контрольных функций обслуживающих банков и усилением мер влияния со стороны НБУ за нарушения законодательства в сфере финансового мониторинга.

В целом же либерализация ушедшего года в первую очередь была нацелена на так называемые временные меры, многие из которых были введены еще в 2014 – 2015 годах для стабилизации валютного рынка, и в каком-то смысле даже стали постоянными. Однако послабления и оптимизация от НБУ также затронули и уже давно устоявшиеся правила и процедуры в сфере валютного контроля, в частности в отношении кредитов, привлекаемых украинскими заемщиками от иностранных кредиторов.

Стоит отметить, что в 2017 году НБУ внес немало изменений в правила, касающиеся процедуры регистрации и возврата кредитов в иностранной валюте от нерезидентов. И хотя ряд таких изменений был скорее технического характера (например, замена четко установленной формы уведомления о договоре на заявление в более свободной форме, которое необходимо для инициирования регистрационных действий, или создание электронного реестра НБУ со сведениями о регистрации кредитных договоров и нововведениями в части выдачи регистрационных свидетельств, которые сегодня представляют собой извлечения из вышеупомянутого электронного реестра НБУ), украинским заемщикам и обслуживающим банкам все равно понадобилось время, чтобы перестроиться на новый лад. В то же время были внесены изменения и более фундаментального характера. Среди наиболее важных следует отметить следующие нововведения.

Запрет на Досрочное погашение

НБУ существенно расширил перечень исключений из общего запрета на досрочное погашение обязательств по кредитным договорам с нерезидентами. Например, сейчас разрешено досрочно погашать кредиты, по которым заемщиком выступает украинский банк или кредитором является любой иностранный банк, иностранное государство, международное финансовое учреждение (МФО) (например, ЕБРР, МФК и другие) или иной нерезидент-кредитор, участником которого является МФО или иностранное государство.

Также украинские заемщики могут досрочно погашать кредиты, предоставленные с участием в виде страховки или гарантии иностранных экспортно-кредитных агентств или государств и их уполномоченных органов.

Все эти исключения добавлялись шаг за шагом и, по большому счету, исходя из нынешнего списка исключений, под запретом на досрочное погашение остаются разве что займы сугубо между корпоративными заемщиками и заимодателями.

Что нового по кредитам от МФО?

Также несмотря на то, что НБУ на данном этапе еще не готов полностью упразднить процедуру регистрации кредитов в иностранной валюте от нерезидентов, здесь все же произошли весьма позитивные сдвиги в отношении МФО.

Известно, что НБУ и раньше применял своего рода режим наибольшего благоприятствования для МФО (например, к кредитам с МФО не применялись ограничения по максимальной процентной ставке и требование о вступлении в силу кредитного договора с привязкой к регистрации договора в НБУ), однако в 2017 году регулятор пошел дальше и вовсе отменил требование регистрации в отношении кредитов, привлекаемых украинскими заемщиками от МФО.

К тому же НБУ разрешил привлекать финансирование от МФО с привязкой к национальной валюте, когда сумма кредита деноминирована в гривне, но все расчеты между украинским заемщиком и МФО производятся в иностранной валюте.

Регистрация замены кредитора

НБУ разрешил кредиторам самостоятельно инициировать регистрацию замены кредитора по кредитному договору. Прежде любые регистрационные действия мог инициировать только заемщик, и при замене иностранного кредитора (например, вследствие уступки) новый кредитор должен был полагаться на заемщика, чтобы последний обеспечил необходимые регистрационные действия.

Очевидно, что в случае приобретения новым кредитором проблемной задолженности и отсутствия сотрудничества со стороны заемщика здесь не могло обойтись без трудностей с регистрацией изменений в НБУ.

Довольно полезным стало то, что НБУ применил это нововведение как к случаям замены существующего иностранного кредитора на нового иностранного кредитора, так и в случае, когда украинский банк в качестве существующего кредитора уступает свои права по кредиту с локальным заемщиком новому иностранному кредитору.

Ввиду довольно сложной ситуации с проблемной задолженностью (или так называемыми “non- performing loans”) в Украине новые правила являются очень полезными для реализации сделок по продаже проблемной задолженности.

Что на очереди?

Подводя итоги, отметим, что регулятор сделал последовательные шаги, способствующие привлечению нового финансирования от иностранных кредиторов, а также расширил инструментарий для решения вопросов с проблемной задолженностью.

В новом 2018 году можно ожидать дальнейших улучшений и оптимизации процедуры регистрации и других правил в отношении кредитов с нерезидентами. Однако едва ли стоит надеяться на радикальные послабления в этом плане или даже полную отмену процедуры регистрации и связанных с ней ограничений.

Согласно ранее озвученной НБУ новой концепции валютного регулирования мы плавно идем к переходу от разрешительной системы к уведомительной, в том числе и в отношении кредитных договоров с нерезидентами. И даже если случится так, что новый Закон “О валюте” будет принят в 2018 году (хотя пока он еще даже не подан в парламент), это не будет означать сиюминутную отмену действующей процедуры регистрации.

Для этого необходим целый ряд предпосылок, включая важные изменения в налоговое законодательство Украины в контексте имплементации рекомендаций плана BEPS и деофшоризации экономики Украины. Остается надеяться, что эти изменения будут реализованы без существенных задержек.

Related publications

20 April 2023

Publications

Corporate M&A 2023. Law and practice
22 March 2023

Publications

Building resilience: Ukrainian law firms one year into the war
10 March 2023

Publications

Ukraine overview
Notification cookies

We use cookies to analyze the behavior of visitors
of our website and improve it. By using our website, you consent to these cookies in accordance with our Cookie Policy.