Investment fluctuations in the green energy market of Ukraine (In Ukrainian)
В последнее время все внимание в сфере топливно-энергетического комплекса Украины сфокусировано на внедрении механизмов нового рынка электрической энергии и проблем, связанных с этим. И самой главной проблемой, судя по количеству обсуждений и законодательных инициатив, была определена сфера производства электрической энергии из альтернативных источников.
Определив в 2008 – 2009 годах (и существенно пересмотрев в 2013 и 2015 годах) законодательные механизмы привлечения и стимулирования инвестиций в развитие сферы альтернативной энергетики, инициаторы этой реформы (а в последующем и их правопреемники) явно не ожидали стремительного увеличения объемов инвестиций в эту сферу и, соответственно, увеличения объемов генерации зеленой электроэнергии в Украине. Потому что, кроме закрепления механизмов привлечения инвесторов в эту сферу (установления «зеленых» тарифов на электроэнергию из возобновляемых источников энергии), ничего более сделано не было, а именно – не предусмотрены технические параметры и экономические инструменты, позволяющие комфортно интегрировать задекларированные государством ожидаемые объёмы зеленой электроэнергии в объединенную энергосистему (ОЭС) Украины.
Поэтому сегодня проблемы, связанные с непоследовательной регуляторной политикой, обсуждаются как основания для пересмотра обязанностей, взятых на себя Украиной как стороной инвестиционных правоотношений. Зеленая электроэнергия определяется дорогой и технически проблемной, так как требует усилий для балансирования ОЭС, строительства средств гибкости энергосистемы, аккумулирования электроэнергии и пр.
С одной стороны, Украина декларирует развитие ВИЭ более динамическими темпами в сравнении с другими видами генерации, что позволит увеличить их часть в общей структуре поставки энергии до 25% (Энергетическая стратегия Украины до 2035 года), берет на себя обязательства по стимулированию развития зеленой генерации (зеленый тариф, гарантия выкупа всей произведенной зеленой электроэнергии, преференции в условиях ограничения производства и ответственности за небалансы), с другой стороны, на разных уровнях государственного управления рассматривающие потенциальные сценарии минимизации негативных особенностей альтернативной энергетики, вплоть до пересмотра зеленых тарифов и других механизмов, меняющих правила игры на рынке электрической энергии.
Из последних активно обсуждаемых событий – законопроект № 2236-2 от 15 октября 2019 года о внесении изменений в Закон Украины «О рынке электрической энергии», который, по данным сайта Верховной Рады Украины, рекомендован Комитетом по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг для принятия Верховной Радой Украины за основу и в целом. Заключение же Комитета по вопросам интеграции Украины с ЕС менее оптимистичное и утверждает, что законопроект № 2236-2 противоречит праву ЕС, Соглашению об ассоциации, а также другим международным обязательствам Украины. Кроме того, он вступает в противоречие с американскими санкциями относительно российских компаний и граждан.
Секретариат Энергетического сообщества отметил, что предложенные для принятия Раде изменения являются чрезмерными и нанесут экономический ущерб Украине, даже если цели могут показаться законными. Секретариат Энергетического сообщества призвал организаторов отозвать проект поправок, совместно с Секретариатом и другими международными партнерами принять участие в анализе предполагаемых негативных последствий недавней либерализации и в случае необходимости найти подходящие и совместимые решения для таких вопросов (https://energy-community.org/news/Energy-Community-News/2019/010/22.html?fbclid=IwAR1cPDWQjc8z9RyAyuNtlGyyTdyycQxrPvidO7YqpQ1628twdOtU5ADkVrs).
Подобные инициативы, которые не находят согласованности даже внутри одного органа государственной власти, невероятно болезненно сказываются на взаимодействии бизнеса и власти, а также инвестиционном климате Украины.
Ведь всем давно известно, что деньги любят тишину, а инвестиции – стабильность.
Возможно, необходим стратегический взгляд на проблему, а не поиск сиюминутных решений, позволяющих достичь цели залатать дыру, которая, очевидно, возникнет в ближайшей перспективе, но отбросит Украину в решении глобальной проблемы на десятилетия назад.
Проблема дорогой зеленой энергетики не нова для стран, которые давно и последовательно внедряют эти технологии в свои топливно-энергетические комплексы. Но рассматривается этот вопрос такими странами не с позиции дороговизны этих ресурсов на данном историческом этапе, а с точки зрения инвестиций в будущее экономики страны, а также защиты окружающей среды во всем мире.
Чтобы стать эффективным игроком на мировом рынке инвестиций, да и надежным партнером для мирового сообщества, Украине (а именно – государственным менеджерам, действующим от ее лица) необходимо научиться применять принципы стратегического планирования и готовности решать общечеловеческие и общемировые проблемы.
И такие решения не могут быть компромиссными, когда компромисс достигается за счет базовых общечеловеческих принципов безопасности. В том числе, жонглированием понятий «зеленая энергетика», «безуглеродная энергетика» и «возобновляемые источники энергии».
Наверняка, для многих неожиданной окажется информация, размещенная на сайте ГП «НАЭК «Энергоатом», о том, что флагман украинской атомной энергетики вошел в пятерку рейтинга «Лучшие зеленые энергогенерации: Безуглеродные генерирующие мощности» (Top Green Power Generators: Carbon-Free Generation Capacity) – рейтинг, подготовленный Международным информационно-аналитическим агентством Energy Intelligence Group в рамках проекту EI New Energy(http://www.atom.gov.ua/ru/press_centr-19/novosti_kompanii-20/p/energoatom_v_top_5_samyh_zelenyh_energokompanij_mira-45519).
Атомная энергетика, безусловно, – важная составляющая энергосистемы Украины, но ее позиционирование как самой дешевой и поэтому привлекательной для развития в государственном масштабе не соответствует действительности в разрезе стратегического планирования и мышления. И в этой связи, вероятно, не совсем корректно позиционировать атомную энергию как зеленую.
Ведь суть перехода на новый этап производства и потребления электроэнергии заключается не в выборе компромиссной модели, а в переходе на новые экологически и социально ответственные инструменты и механизмы.
Безусловно, себестоимость производства электроэнергии атомными и большими гидроустановками является наименьшей на рынке электроэнергии Украины на данном историческом этапе. В то же время эксперты обращают внимание, что такая стоимость не учитывает многих факторов, косвенно связанных с производством дешевой электроэнергии, среди которых утилизация ядерного топлива (по понятным причинам не афишируются проекты, связанные со строительством на территории Украины хранилищ для захоронения отработанных кассет с ядерным топливом), стоимость выведения атомных энергоблоков из эксплуатации и прочие факторы, которые выражаются не только в стоимостных показателях, но имеют более масштабный негативный экологический эффект.
В этой связи стоит отметить желание самых «дешевых» игроков инвестировать и развивать проекты дорогой генерации. Так, согласно информации, размещенной на сайте ЧАО «Укргидроэнерго», руководство компании заявляет о новом проекте – внедрении солнечных электростанций, а именно – о строительстве на территориях, принадлежащих предприятию, четырех солнечных электростанций мощностью от 9 до 15 МВт (https://uhe.gov.ua/media_tsentr/novyny/igor-sirota-ukrgidroenergo-planue-pobuduvati-chotiri-sonyachni-elektrostancii).
При всех трудностях и сложностях поиска решений проблем с зеленой генерацией необходимо отметить как позитивную тенденцию к открытому диалогу государства с заинтересованными сторонами.
Решение возникших проблем должно определяться на принципах прозрачности, гласности, консультаций с заинтересованными сторонами, европейским сообществом и экспертами, недопущения ретроспективных изменений условий производства и продажи электроэнергии из ВИЭ; добровольность со стороны инвесторов в принятии решения об уменьшении зеленого тарифа и других стимулирующих мер для развития ВИЭ.
Экспертами предлагаются разные пути решения проблем, но в целом их можно поделить на несколько групп. Первая – усовершенствование законодательного и нормативного регулирования (урегулирование вопросов, связанных с зелеными аукционами; хранением (аккумулированием) электроэнергии, в том числе из ВИЭ). Втора группа – изменение конкурентной, ценообразующей и тарифной политики (касательно условий продажи атомной и гидроэнергии, установления граничных цен на сегментах рынка электроэнергии, устранение (или минимизация) механизмов субсидирования на рынке электроэнергии). Третья группа решений проблем связана с запуском одного из сегментов рынка электрической энергии – рынка вспомогательных услуг. И последняя группа относится к изменению налоговой политики (налогообложение на выбросы CO2; акцизная политика).
Следует отметить, что еще в 2011 году был подготовлен отчет NREL (national laboratory of the U.S. Department of Energy, Office of Energy Efficiency & Renewable Energy, operated by the Alliance for Sustainable Energy, LLC) (https://www.nrel.gov/docs/fy11osti/50225.pdf) под названием «Инновационный дизайн зеленого тарифа, ограничивающий затраты на его применение (Innovative Feed-In Tariff Designs that Limit Policy Costs).
В указанном отчете рассматриваются различные механизмы, которые внедрялись во всем мире с целью ограничить стоимость политики зеленого тарифа, а именно: ограничения (caps) (в частности, ограничения мощности, программных затрат, производства энергии); механизм регулирования уровня оплат (payment level adjustment mechanisms) (отдельно и особо в отчете отмечается, что уменьшение зеленого тарифа применяется только к новым контрактам, а не к существующим. После подписания контракта девелопер фиксирует уровень оплат на весь срок действия контракта); механизм аукционов.
Лишь последний инструмент был внедрен в Украине (на данном этапе только на законодательном и подзаконном уровне, даже пилотные аукционы еще не проводились).
Если рассматривать перспективу развития ВИЭ в Украине, то мировое сообщество выбирает такие инструменты для зеленой энергетики как корпоративные договоры купли-продажи электроэнергии (детальнее о корпоративных PPA в статье ЮП № 46/1142 от 12.11.2019 г., с. 17), зеленые облигации и сертификаты.
Необходимо отметить, что в начале ноября 2019 года ДТЭК ВИЭ первым среди украинских компаний разместил специализированные ценные бумаги для развития возобновляемой энергетики (дебютный выпуск зеленых еврооблигаций).
Зеленые еврооблигации с 12 ноября 2019 года вошли в листинг на бирже Euronext Dublin (https://renewables.dtek.com/media-center/press/gruppa-dtek-vpervye-v-istorii-ukrainskogo-biznesa-razmestila-zelenye-evroobligatsii/ https://dtek.com/media-center/press/gruppa-dtek-vpervye-v-istorii-ukrainskogo-biznesa-razmestila-zelenye-evroobligatsii/).
Впрочем, на данном этапе эти инструменты в большей части будут интересны новым участникам рынка зеленой энергетики, которые не попадут под действие зеленого тарифа, так что перспектива необходимости в них не далека.
Резюмируя, необходимо отметить, что обещания должны выполняться, а если бремя обещания тяготит, необходимо искать эффективные, продуманные и стратегически взвешенные инструменты для исправления допущенных ошибок в расчетах и уменьшения этого бремени, такие инструменты, которые не создадут еще большие проблемы со временем в этой же или иных сферах регулирования.