Investment fluctuations in the green energy market of Ukraine (In Ukrainian)

В последнее время все внимание в сфере топливно-энергетического комплекса Украины сфокусировано на внедрении механизмов нового рынка электрической энергии и проблем, связанных с этим. И самой главной проблемой, судя по количеству обсуждений и законодательных инициатив, была определена сфера производства электрической энергии из альтернативных источников.

Определив в 2008 – 2009 годах (и существенно пересмотрев в 2013 и 2015 годах) законодательные механизмы привлечения и стимулирования инвестиций в развитие сферы альтернативной энергетики, инициаторы этой реформы (а в последующем и их правопреемники) явно не ожидали стремительного увеличения объемов инвестиций в эту сферу и, соответственно, увеличения объемов генерации зеленой электроэнергии в Украине. Потому что, кроме закрепления механизмов привлечения инвесторов в эту сферу (установления «зеленых» тарифов на электроэнергию из возобновляемых источников энергии), ничего более сделано не было, а именно – не предусмотрены технические параметры и экономические инструменты, позволяющие комфортно интегрировать задекларированные государством ожидаемые объёмы зеленой электроэнергии в объединенную энергосистему (ОЭС) Украины.

Поэтому сегодня проблемы, связанные с непоследовательной регуляторной политикой, обсуждаются как основания для пересмотра обязанностей, взятых на себя Украиной как стороной инвестиционных правоотношений. Зеленая электроэнергия определяется дорогой и технически проблемной, так как требует усилий для балансирования ОЭС, строительства средств гибкости энергосистемы, аккумулирования электроэнергии и пр.

С одной стороны, Украина декларирует развитие ВИЭ более динамическими темпами в сравнении с другими видами генерации, что позволит увеличить их часть в общей структуре поставки энергии до 25% (Энергетическая стратегия Украины до 2035 года), берет на себя обязательства по стимулированию развития зеленой генерации (зеленый тариф, гарантия выкупа всей произведенной зеленой электроэнергии, преференции в условиях ограничения производства и ответственности за небалансы), с другой стороны, на разных уровнях государственного управления рассматривающие потенциальные сценарии минимизации негативных особенностей альтернативной энергетики, вплоть до пересмотра зеленых тарифов и других механизмов, меняющих правила игры на рынке электрической энергии.

Из последних активно обсуждаемых событий – законопроект  № 2236-2 от 15 октября 2019 года о внесении изменений в Закон Украины «О рынке электрической энергии», который, по данным сайта Верховной Рады Украины, рекомендован Комитетом по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг для принятия Верховной Радой Украины за основу и в целом. Заключение же Комитета по вопросам интеграции Украины с ЕС менее оптимистичное и утверждает, что законопроект № 2236-2 противоречит праву ЕС, Соглашению об ассоциации, а также другим международным обязательствам Украины. Кроме того, он вступает в противоречие с американскими санкциями относительно российских компаний и граждан.

Секретариат Энергетического сообщества отметил, что предложенные для принятия Раде изменения являются чрезмерными и нанесут экономический ущерб Украине, даже если цели могут показаться законными. Секретариат Энергетического сообщества призвал организаторов отозвать проект поправок, совместно с Секретариатом и другими международными партнерами принять участие в анализе предполагаемых негативных последствий недавней либерализации и в случае необходимости найти подходящие и совместимые решения для таких вопросов (https://energy-community.org/news/Energy-Community-News/2019/010/22.html?fbclid=IwAR1cPDWQjc8z9RyAyuNtlGyyTdyycQxrPvidO7YqpQ1628twdOtU5ADkVrs).

Подобные инициативы, которые не находят согласованности даже внутри одного органа государственной власти, невероятно болезненно сказываются на взаимодействии бизнеса и власти, а также инвестиционном климате Украины.
Ведь всем давно известно, что деньги любят тишину, а инвестиции – стабильность.

Возможно, необходим стратегический взгляд на проблему, а не поиск сиюминутных решений, позволяющих достичь цели залатать дыру, которая, очевидно, возникнет в ближайшей перспективе, но отбросит Украину в решении глобальной проблемы на десятилетия назад.

Проблема дорогой зеленой энергетики не нова для стран, которые давно и последовательно внедряют эти технологии в свои топливно-энергетические комплексы. Но рассматривается этот вопрос такими странами не с позиции дороговизны этих ресурсов на данном историческом этапе, а с точки зрения инвестиций в будущее экономики страны, а также защиты окружающей среды во всем мире.

Чтобы стать эффективным игроком на мировом рынке инвестиций, да и надежным партнером для мирового сообщества, Украине (а именно – государственным менеджерам, действующим от ее лица) необходимо научиться применять принципы стратегического планирования и готовности решать общечеловеческие и общемировые проблемы.

И такие решения не могут быть компромиссными, когда компромисс достигается за счет базовых общечеловеческих принципов безопасности. В том числе, жонглированием понятий «зеленая энергетика», «безуглеродная энергетика» и «возобновляемые источники энергии».

Наверняка, для многих неожиданной окажется информация, размещенная на сайте ГП «НАЭК «Энергоатом», о том, что флагман украинской атомной энергетики вошел в пятерку рейтинга «Лучшие зеленые энергогенерации: Безуглеродные генерирующие мощности» (Top Green Power Generators: Carbon-Free Generation Capacity) – рейтинг, подготовленный Международным информационно-аналитическим агентством Energy Intelligence Group в рамках проекту EI New Energy(http://www.atom.gov.ua/ru/press_centr-19/novosti_kompanii-20/p/energoatom_v_top_5_samyh_zelenyh_energokompanij_mira-45519).

Атомная энергетика, безусловно, – важная составляющая энергосистемы Украины, но ее позиционирование как самой дешевой и поэтому привлекательной для развития в государственном масштабе не соответствует действительности в разрезе стратегического планирования и мышления. И в этой связи, вероятно, не совсем корректно позиционировать атомную энергию как зеленую.
Ведь суть перехода на новый этап производства и потребления электроэнергии заключается не в выборе компромиссной модели, а в переходе на новые экологически и социально ответственные инструменты и механизмы.

Безусловно, себестоимость производства электроэнергии атомными и большими гидроустановками является наименьшей на рынке электроэнергии Украины на данном историческом этапе. В то же время эксперты обращают внимание, что такая стоимость не учитывает многих факторов, косвенно связанных с производством дешевой электроэнергии, среди которых утилизация ядерного топлива (по понятным причинам не афишируются проекты, связанные со строительством на территории Украины хранилищ для захоронения отработанных кассет с ядерным топливом), стоимость выведения атомных энергоблоков из эксплуатации и прочие факторы, которые выражаются не только в стоимостных показателях, но имеют более масштабный негативный экологический эффект.

В этой связи стоит отметить желание самых «дешевых» игроков инвестировать и развивать проекты дорогой генерации. Так, согласно информации, размещенной на сайте ЧАО «Укргидроэнерго», руководство компании заявляет о новом проекте – внедрении солнечных электростанций, а именно – о строительстве на территориях, принадлежащих предприятию, четырех солнечных электростанций мощностью от 9 до 15 МВт (https://uhe.gov.ua/media_tsentr/novyny/igor-sirota-ukrgidroenergo-planue-pobuduvati-chotiri-sonyachni-elektrostancii).

При всех трудностях и сложностях поиска решений проблем с зеленой генерацией необходимо отметить как позитивную тенденцию к открытому диалогу государства с заинтересованными сторонами.
Решение возникших проблем должно определяться на принципах прозрачности, гласности, консультаций с заинтересованными сторонами, европейским сообществом и экспертами, недопущения ретроспективных изменений условий производства и продажи электроэнергии из ВИЭ; добровольность со стороны инвесторов в принятии решения об уменьшении зеленого тарифа и других стимулирующих мер для развития ВИЭ.

Экспертами предлагаются разные пути решения проблем, но в целом их можно поделить на несколько групп. Первая – усовершенствование законодательного и нормативного регулирования (урегулирование вопросов, связанных с зелеными аукционами; хранением (аккумулированием) электроэнергии, в том числе из ВИЭ). Втора группа – изменение конкурентной, ценообразующей и тарифной политики (касательно условий продажи атомной и гидроэнергии, установления граничных цен на сегментах рынка электроэнергии, устранение (или минимизация) механизмов субсидирования на рынке электроэнергии). Третья группа решений проблем связана с запуском одного из сегментов рынка электрической энергии – рынка вспомогательных услуг. И последняя группа относится к изменению налоговой политики (налогообложение на выбросы CO2; акцизная политика).

Следует отметить, что еще в 2011 году был подготовлен отчет NREL (national laboratory of the U.S. Department of Energy, Office of Energy Efficiency & Renewable Energy, operated by the Alliance for Sustainable Energy, LLC) (https://www.nrel.gov/docs/fy11osti/50225.pdf) под названием «Инновационный дизайн зеленого тарифа, ограничивающий затраты на его применение (Innovative Feed-In Tariff Designs that Limit Policy Costs).

В указанном отчете рассматриваются различные механизмы, которые внедрялись во всем мире с целью ограничить стоимость политики зеленого тарифа, а именно: ограничения (caps) (в частности, ограничения мощности, программных затрат, производства энергии); механизм регулирования уровня оплат (payment level adjustment mechanisms) (отдельно и особо в отчете отмечается, что уменьшение зеленого тарифа применяется только к новым контрактам, а не к существующим. После подписания контракта девелопер фиксирует уровень оплат на весь срок действия контракта); механизм аукционов.

Лишь последний инструмент был внедрен в Украине (на данном этапе только на законодательном и подзаконном уровне, даже пилотные аукционы еще не проводились).

Если рассматривать перспективу развития ВИЭ в Украине, то мировое сообщество выбирает такие инструменты для зеленой энергетики как корпоративные договоры купли-продажи электроэнергии (детальнее о корпоративных PPA в статье ЮП № 46/1142 от 12.11.2019 г., с. 17), зеленые облигации и сертификаты.

Необходимо отметить, что в начале ноября 2019 года ДТЭК ВИЭ первым среди украинских компаний разместил специализированные ценные бумаги для развития возобновляемой энергетики (дебютный выпуск зеленых еврооблигаций).

Зеленые еврооблигации с 12 ноября 2019 года вошли в листинг на бирже Euronext Dublin (https://renewables.dtek.com/media-center/press/gruppa-dtek-vpervye-v-istorii-ukrainskogo-biznesa-razmestila-zelenye-evroobligatsii/ https://dtek.com/media-center/press/gruppa-dtek-vpervye-v-istorii-ukrainskogo-biznesa-razmestila-zelenye-evroobligatsii/).

Впрочем, на данном этапе эти инструменты в большей части будут интересны новым участникам рынка зеленой энергетики, которые не попадут под действие зеленого тарифа, так что перспектива необходимости в них не далека.

Резюмируя, необходимо отметить, что обещания должны выполняться, а если бремя обещания тяготит, необходимо искать эффективные, продуманные и стратегически взвешенные инструменты для исправления допущенных ошибок в расчетах и уменьшения этого бремени, такие инструменты, которые не создадут еще большие проблемы со временем в этой же или иных сферах регулирования.

Related publications

10 March 2023

Publications

Ukraine overview
15 February 2023

Publications

European guide to support employers. Remote work in Europe. Ukraine
16 January 2023

Publications

Advice in conflict
Notification cookies

We use cookies to analyze the behavior of visitors
of our website and improve it. By using our website, you consent to these cookies in accordance with our Cookie Policy.