New “green” tariffs: how will the market change and whether debts will disappear (In Russian)

21 июля 2020 Верховная Рада Украины приняла законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии (№3658).  Принятие документа ожидалось еще в июне 2020 после подписания Меморандума о взаимопонимании между правительством и ассоциациями. Однако откладывалось до последнего времени, так же как и решения вопроса о оплат производителям ВИЭ.

По состоянию на 21 июля 2020 года, по данным «Гарантированного покупателя», производителям ВИЭ оплачено лишь 26 % от общей стоимости произведенной электроэнергии производителями ВИЭ в 2020 году. В то же время производители ВИЭ поддерживали принятие законопроекта №3658 прежде всего ради восстановления своевременных и полных платежей по «зеленому» тарифу.

Что изменит законопроект в работе ВИЭ и рынка электроэнергии и сможет ли теперь государство решить проблемы долгов возобновляемой энергетике – Kosatka.Media рассказала председатель Комитета АПУ по вопросам энергетики, нефти и газа, советник юридической фирмы Sayenko Kharenko Марина Грицишина.

Какие изменения вносятся законопроектом №3658?

Основные изменения касаются следующих вопросов.

Снижение размеров «зеленых» тарифов:

  • для объектов, введенных в эксплуатацию до конца 2019 года, – на 15 % для СЭС более 1 МВт и 7,5 % для ВЭС;
  • для СЭС и ВЭС после 01.01.2020 – дополнительно на 2,5 %;
  • для СЭС (1-75 МВт) с 01.11.2020 до 31.03.2021 на 30 % и на 60 % после 01.04.2021;
  • для СЭС более 75 МВт после 01.11.2020 на 60 %.

Увеличена доля возмещения небалансов производителями ВИЭ с 2021 – до 50 % и с 2022 – до 100 %.

Предусмотрена компенсация на неотпущенную электроэнергию производителям ВИЭ оператором системы передачи за уменьшение или ограничение нагрузки объектов ВИЭ в результате диспетчерских команд.

Установлены гарантии в случае изменения законодательства, кроме неизменности налогового законодательства.

Предусмотрена возможность финансовой поддержки гарантированного покупателя из государственного бюджета до 20 % стоимости электроэнергии по «зеленому» тарифу.

Предусмотрено освобождение «зеленой» металлургии от уплаты части тарифа на передачу, предусмотренной для оплаты «зеленых» тарифов.

Однако эти изменения известны из официальных источников и требуют проверки после публикации окончательной версии законопроекта №3658.

Как эти изменения повлияют на развитие ВИЭ в Украине?

Несмотря на снижение ставок «зеленых» тарифов, проекты ВЭС еще будут строиться на основании заключенных ранее пре-РРА до конца 2022 года.  Что касается солнца, то, возможно, некоторые проекты еще будут достраиваться до 1 ноября 2020 уже по сниженным «зеленому» тарифу.  Касаемо новых проектов, то все инвесторы будут ожидать проведения аукционов.

Учитывая условия принятия законопроекта №3658 и ретроспективные изменения «зеленых» тарифов, скорее всего, уже ближайшие 2-3 года Украина ждет существенное снижение инвестиций в сектор возобновляемой энергетики Украины.  Предусмотренные документом гарантии по изменению законодательства носят декларативный характер. В Законе «Об альтернативных источниках энергии» также предусмотрены гарантии неизменности порядка стимулирования, полных и своевременных расчетов по «зеленому» тарифу.  Однако эти гарантии не остановили ретроспективное снижение «зеленых» тарифов и нарушения условий оплаты в этом году.

Сможет ли теперь государство решить проблемы долгов в возобновляемой энергетике?

К сожалению, законопроект №3658 не содержит то, ради чего принимался, а именно – механизм обеспечения своевременных оплат производителям ВИЭ.

По Закону «О рынке электрической энергии», основным источником для оплаты «зеленого» тарифа должен быть тариф на передачу, который платят промышленные потребители. Однако, освободив «зеленую» металлургию от уплаты полного размера тарифа на передачу, законопроект создал дополнительный дефицит бюджета гарантированного покупателя.

Касаемо возможности финансовой поддержки гарантированного покупателя за счет государственного бюджета, то это условие было поставлено под сомнение замечанием Главного юридического управления к законопроекту №3658.  В частности, согласно статье 95 Конституции Украины, исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.

Для решения проблемы с платежами по «зеленому» тарифу законопроект №3658 должен был внедрять изменения в законодательство для обеспечения полных и своевременных выплат производителям ВИЭ.

Зато, этот документ дополнен поправками, которые увеличивают дефицит бюджета гарантированного покупателя.  В законопроекте №3658 также отсутствуют условия о погашении уже существующей задолженности и отсутствует перечень источников поступления средств для оплаты производителям ВИЭ по «зеленому» тарифу до 2030 года.  Предложения по получению кредитов или расходов из государственного бюджета могут рассматриваться, но это временные меры. Однако для стабильной оплаты возобновляемой генерации в Украине нужны постоянные и надежные источники для оплаты «зеленого» тарифа.

Как эти изменения повлияют на рынок электроэнергии, будут ли способствовать решению накопившихся проблем?

Законопроект №3658 принят только для решения проблем с возобновляемой генерацией.  Насколько эти проблемы будут решены законопроектом, покажут следующие несколько месяцев.

Что касается других проблем рынка электрической энергии, то они частично решаются другими законами. Так, был принят и подписан президентом Украины Закон «О мерах, направленных на погашение задолженности, образовавшейся на оптовом рынке электрической энергии». Этим законом решается проблема задолженности, возникшей до внедрения нового рынка электрической энергии.

Повлияет ли реструктуризация «зеленого» тарифа на цены на электроэнергию для населения и промышленности?  

«Зеленые» тарифы никогда не влияли на тарифы для населения. Они установлены постановлением НКРЕКП №220 от 26.02.2015 «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению» и с 2015 года не менялись.

Однако для промышленных потребителей ситуация иная. «Зеленые» тарифы должны выплачиваться за счет тарифа на передачу.  Именно поэтому с 1 августа 2020 НКРЕКП повысила тарифы на передачу с 155,40 грн/МВт•ч до 240,23 грн/МВт•ч.

Related publications

22 March 2023

Publications

Building resilience: Ukrainian law firms one year into the war
10 March 2023

Publications

Ukraine overview
15 February 2023

Publications

European guide to support employers. Remote work in Europe. Ukraine
Notification cookies

We use cookies to analyze the behavior of visitors
of our website and improve it. By using our website, you consent to these cookies in accordance with our Cookie Policy.