Одной из наболевших проблем является то, что в законодательстве очень плохо прописана процедура проведения торговых расследований. Бизнесу сложно понять, какие стадии могут быть в расследовании, в какие сроки, какие документы и в каком объеме нужно подавать.
Также много вопросов возникает к транспарентности: Министерство экономического развития и торговли обязано высказаться по поводу своих выводов только на финальной стадии расследования, когда уже сложно исправить ситуацию, особенно в отсутствие четко установленных сроков для раскрытия соответствующих выводов. На практике были случаи раскрытия таких выводов компаниям за три дня до принятия решений. Часто возникают ситуации, когда бизнес предоставляет множество различных аргументов, обосновывает их экспертными выводами, подает расчеты, но до конца не знает, были ли учтены соответствующие аргументы, в каком объеме, и если нет, то почему.
Пока законодательство в сфере торговой защиты вообще не регулирует вопросы, связанные с исполнением судебных решений. Если ситуация с судебными решениями, полностью отменяющими решения о применении мер торговой защиты, еще понятна, то в случае установления судом каких–либо нарушений со стороны министерства и/ или Комиссии законодательство не предусматривает возможности «устранения ошибок» (возобновления расследования, пересчета показателей и т.д.). Отдельная история с исполнением рекомендаций групп экспертов/апелляционного органа ВТО по результатам процедуры разрешения споров, статус которых в законодательстве Украины вообще не определен.
Если законопроекты будут приняты в действующей редакции, они усовершенствуют применение инструментов торговой защиты. Это позволит украинским производителям эффективнее защищаться от недобросовестного или возросшего импорта, тогда как иностранные производители и экспортеры наконец-то смогут играть по прозрачным и предсказуемым правилам.