close
MENU

Publications

Key contacts
14 January 2021

Field cares (In Russian)

Source: Юридическая практика

Эксперты юридического рынка сделали прогнозы о первоочередных изменениях в правовом поле, которые будут осуществлены в 2021 году

Нелегкий ковидно-кризисный 2020 год приближается к своему завершению. Итоги подведены, награды получены — ‘самое время попытаться спрогнозировать основные тренды 2021 года. Накануне новогодних праздников мы предложили экспертам юридического рынка заглянуть в будущее и рассказать о самых ожидаемых, і на их взгляд, изменениях законодательства и реформах, которые должны состояться в 2021 году.

По мнению Петра Билыка, директора по инновациям АО Juscutum. самые ожидаемые изменения законодательства стоит ожидать в сфере IT и криптоиндустрии. В частности, это группа законопроектов «Дия. Сити», которые должны создать привлекательные условия для развития 1Т-отрасли и увеличения их валового продукта. Это законопроекты № 3933 и № 3933-1 zaоб изменениях к Налоговому кодексу (НК) Украины, которые должны создать новые условия регулирования налогообложения резидентов «Дия. Сити», и законопроект № 3979 о стимулировании 1Т-индустрии в Украине.

А вот его коллега Марина Томаш, бизнес-партнер практики налогов и бухгалтерского сопровождения АО Juscutum, считает, что главные изменения стоит ожидать в области налогообложения. Она связывает это с принятием законопроекта № 4065 об изменениях Налогового кодекса Украины, который предполагает перенос сроков вступления в силу норм о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИ К), смягчение теста деловой цели, изменение правил «тонкой капитализации» и др.

В свою очередь, Татьяна Кудрицкая, советник практики интеллектуальной собственности ЮФ Aequo, главное направление грядущих перемен видит в завершении судебной реформы, поскольку в ситуации с кадровым голодом в системе и традиционно высоким спросом общества и бизнеса на поиск справедливости в суде, инвестиционный климат в Украине привлекательным назвать трудно, что в условиях мирового кризиса и пандемии требует со стороны государства принятия гибких и взвешенных решений, а также непрерывной реализации приоритетных реформ.

Александр Нагорный, советник Sayenko Kharenko, убежден, что сегодня в Украине собралась критическая масса вопросов конкурентной сферы, которые должны быть решены, в том числе, и путем реформы конкурентного законодательства. По его мнению, она в первую очередь должна обеспечить усовершенствование институционного дизайна Антимонопольного комитета Украины (AMКУ) и углубление его независимости. Реформа затронет Конституцию Украины и будет касаться порядка выдвижения и назначения членов Комитета, возможно, с привлечением институтов гражданского общества и обеспечением конкуренции кандидатов на каждом этапе вплоть до назначения.

Одним из самых ожидаемых изменений эксперты считают завершение судебной реформы

В 2020 году вследствие пандемии четче проявились проблемы в медицинской сфере. Именно поэтому Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре», напоминая, что проблема финансирования медицины решена только на 1 квартал 2021 года, считает, что самым насущным остается вопрос принятия Порядка реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения на 2021 год. Она ожидает, что будут изменены тарифы на предоставление медицинских услуг, а также пересмотрены сами пакеты услуг, исходя из практики 2020 года.

Защитить конкуренцию

Александр Нагорный, советник Sayenko Kharenko, адвокат

11 января 2021 года исполняется двадцать лет со дня принятия Верховной Радой Украины Закэна

Украины «О защите экономической конкуренции». За это время на уровне соответствующего законодательства как ЕС, так и отдельных стран, в частности Германии, произошел целый ряд реформ, наработаны практика и массив разъяснений, определенную стандартизацию приобрело регулирование частноправовой сферы защиты прав, групповых исков. Кроме того, сформирована практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), которая также имеет ощутимое влияние на правоприменительную деятельность органов по защите конкуренции и судов при рассмотрении соответствующих споров.

Таким образом, на сегодняшний день в Украине собралась критическая масса вопросов конкурентной сферы, которые должны быть решены, в том числе, путем реформы конкурентного законодательства.

Реформа в первую очередь должна обеспечить усовершенствование институционного дизайна Антимонопольного комитета Украины и углубление его независимости. Реформа затронет Конституцию Украины и будет касаться порядка выдвижениями назначения членов Комитета, возможно, с привлечением институтов гражданского общества и обеспечением конкуренции кандидатов на каждом этапе вплоть до назначения. Требует осмысления и балансирования механизм контроля за деятельностью АМКУ без ущерба его независимости при принятии решений. Для достижений этой цели мы предлагаем создать специальный универсальный орган как для АМКу, так и для других независимых регуляторов (комиссий) субъектов естественных монополий по примеру Высшего совета правосудия. Произойдет также локализация в пределах Комитета или передача другим органам полномочий органа обжалования в сфере публичных закупок. Еще важно возрождение механизма так называемой ротации членов Комитета для максимального дистанцирования членов Комитета от влияния органов, которые участвовали в их назначении.

Реформа затронет сферу контроля за экономическими концентрациями, где будут внедрены более современные принципы и способы контроля с учетом оценки рисков монополизации отдельных рынков (например, рынков высокотехнологичных товаров и услуг), а также системы постконтроля за экономическими концентрациями.

АМКУ будет пробовать получить дополнительные полномочия при проведении расследований, например, право выемки документов в частных владениях физлиц, наложения штрафа за неявку сотрудника субъекта хозяйствования в АМКУ для дачи показаний или отказ от дачи показаний. На практике суды зачастую поддерживают решения АМКУ, основанные на непрямых доказательствах. В таких условиях субъектам, которые уверены, что не нарушают конкурентное законодательство, вероятнее всего, выгоднее согласиться с расширением полномочий АМКУ, чтобы Комитет имел возможность и обязанность искать прямые доказательства, чем быть привлеченными к ответственности на непрямых, в некоторых случаях фактически гипотезах.

Бизнес будет настаивать на сбалансировании прав и обязанностей АМКУ. Например, АМКУ получит полномочия взимать штрафы без обращения в суд, в то же время будет обязан раскрывать в своих решениях подходы к расчету штрафов. В части доступа к информации АМКУ, скорее всего, будет ограничен в праве доступа к материалам внешних юридических консультаций, что позволит бизнесу оценивать свою деятельность на предмет соблюдения конкурентного законодательства, не рискуя, что эта информация станет доступна AMКУ.

Таким образом, реформа в сфере защиты экономической конкуренции затронет много фундаментальных правовых институтов и потребует от гражданского общества сильного «постковидного» интеллектуального иммунитета, дабы отделить зерна от плевел, чтобы обновленное конкурентное законодательство смогло, как и 20 лет назад, обогнать свое время.

Share:

More Publications
Show More