close

Новости

Ключевые контакты
29 июня 2018

НОВОСТИ ВТО

ИНИЦИИРОВАН СПОР В ВТО ПРОТИВ США КАСАТЕЛЬНО ПОШЛИН НА СТАЛЬ И АЛЮМИНИЙ

 9 апреля 2018 года Китай подал в ВТО запрос на проведение консультаций с США касательно 25%-ной и 10%-ной пошлин на импорт стали и алюминия. Согласно запросу, введение 25%-ной и 10%-ной пошлин противоречит положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле ВТО (ГАТТ 1994) и Соглашения по специальным защитным мерам ВТО.[1] 23 мая аналогичный запрос был подан Индией, а 6—7 июня 2018 года — Европейским Союзом, Канадой и Мексикой.

С 23 марта 2018 года США применяют 25%-ную пошлину в отношении импорта стали и 10%-ную пошлину в отношении импорта алюминия независимо от страны происхождения, поскольку, по заявлению США, импорт стали и алюминия в страну представляет угрозу национальной безопасности и ведет к ослаблению внутренней экономики США. До 1 июня Канада, Мексика и ЕС были исключены из-под действия пошлины, однако с 1 июня пошлина применяется также к импорту из этих стран.

Специальные защитные меры, введенные США, потенциально нарушают положения статей XIX:1 (а), XIX:2 ГАТТ и статей 2.1, 2.2, 3.1, 4.1, 4.2, 5.1, 7, 9.1, 11.1 (a), 12.1, 12.2 и 12.3 Соглашения о специальных защитных мерах, поскольку США не предоставили обоснованное объяснение непредвиденных обстоятельств, при которых импорт на территорию США увеличился в объеме, и при условиях, причиняющих серьезный ущерб отечественным производителям США. Вместе с этим США нарушили ряд процедурных требований к введению специальных защитных мер, в частности не уведомили членов ВТО о введении мер и не провели соответствующие консультации. США, в свою очередь, считают, что пошлины на сталь и алюминий не являются специальными мерами, поскольку они были введены в соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли 1962 года с целью обеспечения национальной безопасности и поэтому не нарушают положения ГАТТ и Соглашения о специальных защитных мерах.

Ограничения на импорт стали и алюминия в США затрагивают и интересы Украины, закрывая доступ к рынку для украинских металлургов, к которым и без этого применяются антидемпинговые пошлины в размере 34,98% и 44,03% (для отдельных экспортеров) на импорт катанки из углеродистой и легированной стали.[2] Правила разрешения споров ВТО предоставляют Украине право присоединиться к вышеупомянутым спорам в качестве третьей стороны.

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ОРГАН ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ В ДЕЛЕ «РОССИЯ — КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ»

9 апреля 2018 года на заседании Органа по урегулированию споров ВТО был принят отчет Апелляционного органа по результатам рассмотрения дела «Россия — Коммерческие автомобили» (DS 479). Дело касалось антидемпинговых мер, введенных Российской Федерацией относительно импорта легких коммерческих автомобилей из Германии и Италии на уровне Евразийского экономического союза. Европейский союз, кроме прочего, оспаривал перед группой экспертов определение национального товаропроизводителя, анализ последствий ценового подавления, анализ причиненного ущерба и причинно-следственную связь, а также вопросы ненадлежащего информирования заинтересованных сторон и т. д. Российская Федерация, не согласившись с выводами группы экспертов, обратилась в Апелляционный орган, который и вынес окончательное решение.

В результате рассмотрения спора Апелляционный орган подтвердил, что исключение известного производителя подобных товаров из определения «национального товаропроизводителя» ведет к искажению анализа ущерба, причиненного демпинговым импортом. Кроме этого, Апелляционный орган также установил, что при расчете нормы прибыли, используемой для конструирования цен на продукцию, необходимо учитывать факторы, которые могут повлиять на такой расчет. В отчете отмечается, что группа экспертов нарушила требования статьи 11 Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров и статьи 17.6 Соглашения о применении статьи VI ГАТТ 1994 (далее — Антидемпинговое соглашение), не проверив действительность конфиденциального отчета, представленного органом, который проводил расследование, по окончании расследования, о чем просил у группы экспертов ЕС. В то же время в отчете указано, что не является нарушением статьи 6.9 Антидемпингового соглашения нераскрытие заинтересованным сторонам отдельных фактов органом, который проводит расследование.[3]

МЕРЫ ТОРГОВОЙ ЗАЩИТЫ

НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

 2 мая 2018 года Турция нотифицировала Комитет ВТО по защитным мерам, что 27 апреля 2018 года было инициировано специальное защитное расследование относительно импорта изделий из стали и железа, классифицируемых по тарифным кодам гармонизированной системы 72.02—72.06, 72.08—72.17, 72.19—72.20, 72.25—72.28.[4]

 23 апреля 2018 года ЮАР нотифицировала Комитет ВТО по защитным мерам, что 20 апреля 2018 года было инициировано специальное защитное расследование относительно импорта винтов с резьбой с шестигранными головками из стали, классифицируемых по тарифному коду 7318.15.39.[5]

3 апреля 2018 года Индонезия нотифицировала Комитет ВТО по защитным мерам, что 29 марта 2018 года было инициировано специальное защитное расследование относительно импорта керамических плиток и плит из мозаики, камня и настенных плит, керамических кубиков для мозаики и аналогичных товаров на основе или без нее, классифицируемых по тарифным кодам гармонизированной системы 6907.21.21, 6907.21.22, 6907.21.23, 6907.21.24, 6907.21.91, 6907.21.92, 6907.21.93, 6907.21.94, 6907.22.11, 6907.22.12, 6907.22.13, 6907.22.14, 6907.22.91, 6907.22.92, 6907.22.93, 6907.22.94, 6907.23.11, 6907.23.12, 6907.23.13, 6907.23.14, 6907.23.91, 6907.23.92, 6907.23.93, 6907.23.94, 6907.30.11, 6907.30.19, 6907.30.91 и 6907.30.99.[6]

Специальные расследования касаются всего объема импорта соответствующих товаров независимо от страны происхождения и экспорта, то есть охватывают и украинский экспорт. Чтобы защитить свои интересы, украинские экспортеры могут участвовать в специальных расследованиях других государств — членов ВТО и предоставлять аргументы против введения специальных мер.

РЕШЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

 20 апреля 2018 года прошло заседание Межведомственной комиссии по международной торговле, в результате которого были приняты следующие решения:

  1. О применении окончательных антидемпинговых пошлин в размере 15,21% относительно импорта в Украину арматуры и катанки происхождением из Российской Федерации;[7]
  2. О начале пересмотра антидемпинговых мер относительно импорта в Украину стеклянной тары медицинского назначения емкостью до 0,15 л происхождением из Российской Федерации в связи с истечением срока;[8]
  3. О начале антидемпингового расследования относительно импорта в Украину резиновых пробок медицинского назначения происхождением из Польши и КНР;[9]
  4. О продлении специального расследования относительно импорта в Украину серной кислоты и олеума независимо от страны происхождения и экспорта до 330 дней (длится с 31.07.2017 года);[10]
  5. Об отказе в инициировании специального защитного расследования относительно импорта в Украину некоторых продуктов переработки нефтяного сырья (бензинов моторных и тяжелых дистиллятов (дизельного топлива)) в связи с его нецелесообразностью.[11]

МЕКСИКА ВВЕЛА АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ НА УКРАИНСКИЕ ТРУБЫ

 С 4 апреля 2018 года в Мексике применяются антидемпинговые меры в отношении труб из углеродистой стали происхождением из Украины, Южной Кореи, Испании и Индии, решение по которым было принято по завершении антидемпингового расследования. Украинские трубы из углеродистой стали теперь облагаются пошлиной в размере 170,1 доллара США за метрическую тонну, в то время как южнокорейские — в размере 131,2 доллара США за тонну, испанские — 378,5 доллара США за тонну, индийские — 206,7 доллара США за тонну.[12]

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

ОБНОВЛЕН ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ К ВВОЗУ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 мая 2018 года Кабинет министров Украины принял решение о запрете ввоза на территорию Украины шифера (листов асбестоцементных гофрированных), а также смеси нитрата аммония с карбонатом кальция с содержанием азота не более 28 мас. % происхождением из Российской Федерации. Правительство ожидает, что такая мера улучшит положение украинских производителей, сохранит рабочие места, уменьшит социальное напряжение в регионах, увеличит поступления в бюджет от налогообложения объемов собственного производства. Постановление вступает в силу через 10 дней с момента опубликования.[13]

УПРОЩЕН ВВОЗ АВТОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ УКРАИНЫ

21 мая 2018 года президент Украины подписал Закон Украины «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств», которым отменяется проверка на соответствие транспортных средств экологическим нормам при их ввозе в Украину. Отныне ввоз автомобилей в Украину не требует сертификата подтверждения соответствия экологическим стандартам. Однако данный сертификат остается обязательным для таможенного оформления (растаможки) автомобиля в таможенных органах.[14]

УКРАИНА ПОЛУЧИЛА ПРАВО НА ЭКСПОРТ ГОВЯДИНЫ В ТУРЦИЮ

14 мая 2018 года Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпотребслужба) сообщила, что Украина сможет экспортировать говядину в Турцию. Соответствующее решение было принято по результатам работы технической миссии Главного директората защиты и контроля Министерства продовольствия, сельского хозяйства и животноводства Турецкой Республики, которая проводила оценку системы государственного контроля над производством говядины в Украине в конце апреля 2018 года. По информации Госпотребслужбы, на финальной стадии согласования находится форма ветеринарного сертификата на экспорт украинской говядины в Турцию.[15]

ПРЕФЕРЕНЦИИ США В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИОСТАНОВЛЕНЫ

 5 мая 2018 года Министерство экономического развития и торговли Украины (Минэкономразвития) сообщило, что с 26 апреля Офис торгового представителя США приостановил для 155 видов украинских товаров действие Генерализированной системы преференций (GSP), предусматривавшей беспошлинный ввоз этих товаров на территорию США. Среди этих товаров находятся некоторые продукты пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, некоторые электроприборы и другая продукция. Минэкономразвития отмечает, что снятие этих ограничений зависит от принятия Верховной Радой Украины проекта закона № 7466[16], который касается эффективной и прозрачной системы коллективного управления имущественными правами в сфере авторского права и смежных прав. 15 мая 2018 года проект закона № 7466 был принят Верховной Радой, а 25 мая 2018 года — направлен на подпись президента Украины.[17]

ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

 4 апреля 2018 года вступил в силу в основной части Закон Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных» (принят 18 мая 2017 года). Закон устанавливает новые требования к проверкам на государственной границе и тем самым влияет на импортеров пищевых продуктов и кормов. Отныне проверке подлежат виды продукции, утвержденные соответствующими приказами Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

Сфера применения закона также распространяется и на отечественных производителей. Согласно закону, инспекторы Госпотребслужбы уполномочены осуществлять государственный контроль пищевых продуктов и кормов с периодичностью, достаточной для повышения безопасности продуктов. Среди прочего, также вводятся унифицированный акт проверки, который будет публично доступен с целью уменьшения рисков коррупции, а также видеофиксация самого процесса инспекции. Нарушителей планируется своевременно штрафовать.[18]

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ

РАТИФИКАЦИЯ СОГЛАШЕНИЯ УКРАИНЫ С МОЛДОВОЙ О СОВМЕСТНОМ КОНТРОЛЕ НА ГРАНИЦЕ

 12 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко подписал Закон Украины «О ратификации Соглашения между Кабинетом министров Украины и Правительством Республики Молдова о совместном контроле лиц, транспортных средств, товаров и предметов в совместных пунктах пропуска через украинско-молдавскую государственную границу».[19] Соглашение определяет основы сотрудничества контрольных органов Молдовы и Украины при осуществлении совместного контроля на пунктах пропуска украинско-молдавской границы. Закон вступает в силу на 30-й день со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами соглашения внутренних процедур, необходимых для его вступления в силу.[20]

В УКРАИНЕ ПРЕКРАЩЕНО ДЕЙСТВИЕ НЕКОТОРЫХ ДОГОВОРОВ В РАМКАХ СНГ

22 мая 2018 года был опубликован указ президента Украины № 139/2018, которым вводится в действие решение СНБО «О прекращении действия для Украины отдельных международных договоров, заключенных в рамках Содружества независимых государств» от 2 мая 2018 года [21]. Список договоров, членство Украины в которых будет прекращено, пока еще не опубликован. Важно, что Соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ по отношению ко всем государствам — членам СНГ, кроме Российской Федерации, на данный момент остается в силе.[22]

ДРУГИЕ НОВОСТИ ТОРГОВЛИ 

ПРИНЯТ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРСАНКЦИЯХ

30 мая 2018 года Совет Федерации РФ принял закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и других иностранных государств». Законом президенту Российской Федерации предоставляется возможность быстро реагировать на санкции, введенные против физических или юридических лиц Российской Федерации, путем введения мер в ответ на недружественные шаги США и других стран. В соответствии с законом, такими мерами президента являются запрет или ограничение ввоза продукции и сырья на территорию РФ, запрет или ограничение вывоза продукции и сырья нерезидентами с территории РФ, запрет или ограничение выполнения работ, предоставления услуг и другие меры по решению президента Российской Федерации. Закон вступил в силу 4 июня 2018 года.[23]

ОПУБЛИКОВАНЫ НОВЫЕ СПИСКИ САНКЦИЙ, ВВЕДЕННЫХ ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ

 14 мая 2018 года президент Украины издал указ № 126/2018 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 мая 2018 года «О применении и отмене персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», которым были утверждены новые списки физических и юридических лиц, попавших под санкции. Санкционные списки увеличились по сравнению с прошлым годом и сейчас насчитывают 1748 физических и 756 юридических лиц.[24] 

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ СПОРА ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКСПОРТА ЛЕСА-КРУГЛЯКА

 20 апреля 2018 года спикер представительства ЕС в Украине Юргис Вильчинскас сообщил в СМИ, что Украина и ЕС согласовали «нейтральных» арбитров в споре о запрете на экспорт из Украины леса-кругляка в соответствии с арбитражной процедурой, предусмотренной в Соглашении об ассоциации.[25] Еще 28 февраля 2018 года Еврокомиссия заявила о желании урегулировать данный спор в рамках арбитражной процедуры, поскольку договоренности с Украиной об отмене моратория на экспорт леса-кругляка так и не были достигнуты. Предполагается, что арбитражное разбирательство может начаться в июне 2018 года.[26] 

ВНЕДРЕНО НОВОЕ МАРКИРОВАНИЕ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

4 апреля 2018 года Кабинет министров Украины постановлением № 257 утвердил новые образцы акцизных марок на табачные изделия отечественного и импортного производства (кроме сигарет с фильтром и без фильтра, папирос). Государственная фискальная служба к 25 июня 2018 года должна обеспечить изготовление и продажу марок акцизного налога нового образца. Постановление Кабинета министров также вносит изменения в Положение об изготовлении, хранении и продаже марок акцизного налога и маркировке алкогольных напитков и табачных изделий от 27 декабря 2010 года. Изменения включают, среди прочего, утверждение перечня государственных органов, ответственных за разработку образцов марок, утверждение цветов марок для алкогольных напитков и буквенного обозначения для разновидностей марок. Постановление вступает в силу 1 июля 2018 года.[27]

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше