close

Новости

Ключевые контакты
8 ноября 2018

Определение контроля: новые рекомендации от украинского конкурентного ведомства

7 ноября 2018 года Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ) опубликовал свои новые Методические рекомендации касательно применения понятия контроля (далее – Рекомендации), принятые АМКУ 1 ноября 2018 года. Новые Рекомендации разъясняют, как определить отношения контроля между хозяйствующими субъектами, дают подробное описание разных видов контроля и способов его приобретения, а также проясняют некоторые термины, которые используются в конкурентном законодательстве. С принятием этих Рекомендаций АМКУ сделал очередной шаг к гармонизации национального законодательства в соответствии со стандартами передовой практики ЕС. В частности, Рекомендации во многом отражают определение «контроля», изложенное в Консолидированном уведомлении Европейской Комиссии, принятом в соответствии с Регламентом контроля за концентрациями Европейской Комиссии.

В добавок к разъяснению интерпретации определения контроля, Рекомендации вводят ряд новшеств для Украины, которые коротко описаны ниже:

  • Введение новых определений. Рекомендации консолидируют определения некоторых терминов, которые используются в разных национальных законодательных, и вводят новые определения, такие, как контролирующее и подконтрольное лицо, разницу между единоличным и совместным контролем, позитивным и негативным контролем, юридическим и фактическим контролем и т.д.
  • Средства контроля. АМКУ описывает разные способы получения контроля, включая получение контроля через приобретение акций, заключение договоров и т.д.

АМКУ также подтвердил, схожим с ЕС образом, что получение контроля возможно даже в том случае, если оно не является заявленным намерением сторон, или если приобретатель остаётся пассивным, и приобретение контроля осуществляется вследствие действий третьих лиц, например, отступление участником своей доли компании, или при наследовании.

  • Права вето. Рекомендации детально разъясняют, какие права могут привести к установлению негативного контроля над хозяйствующим субъектом, включая право блокировать принятие стратегических решений, связанных, например, с бюджетом, бизнес-планом, крупными инвестициями и назначением высшего руководства, и т.д.
  • Изменения в качестве контроля. Изменение в качестве контроля, которое представляет собой приобретение нового контроля, имеет место в случае (i) перехода от единоличного к совместному контролю и наоборот, и (ii) изменения количества или совокупности характеристик (идентичности) контролирующих участников (акционеров). Учитывая это, изменение контроля, как правило, будет возникать при следующих обстоятельствах:

—    Вход новых контролирующих акционеров, что является концентрацией, и, таким образом, требует получения разрешения АМКУ, если применимые пороги превышены; и

—    Уменьшение количества акционеров, если оно приведёт к переходу от совместного контроля к единоличному, также является концентрацией.

В любом случае каждый сценарий будет оцениваться в каждом конкретном случае отдельно для того, чтобы определить, может ли изменение контроля привести к концентрации.

N.B. Переход от негативного к позитивному единоличному контролю без изменения полномочий в компании не является изменением качества контроля и, таким образом, не является концентрацией.

  • Правовой режим инвестиционных компаний и фондов. АМКУ пролил свет на установление контроля в институтах совместного инвестирования, правовое регулирование которых раньше было неоднозначным. Согласно Рекомендациям, инвесторы, являющиеся владельцами активов, как правило, не осуществляют единоличный или совместный контроль над такими активами. На практике контроль осуществляется инвестиционной компанией или, реже, самим инвестиционным фондом.
  • Получение контроля над активами. АМКУ дал более подробное описание определения активов, получение контроля над которыми может привести к необходимости получения разрешения.

—     Соответствующие активы должны быть необходимыми и достаточными для осуществления хозяйственной деятельности, то есть, производства, реализации, приобретения товаров;

—    Передача активов и/или персонала для услуг аутсорсинга может являться концентрацией, если такие активы позволят субъекту, предоставляющему услуги аутсорсинга, предоставлять такие услуги не только клиенту, но и третьим лицам;

—    Передача лицензий ведёт к установлению контроля, если такие лицензии передаются бессрочно или на длительный срок и активы, которые передаются по такой лицензии, должны содержать те основные элементы (например, ноу-хау), которые позволят получателю выйти на рынок.

В Рекомендациях АМКУ обращает внимание на то, что при определении отношений контроля стоит учитывать иностранные правовые режимы. Другими словами, АМКУ признаёт, что решающее влияние может возникать и при обстоятельствах, которые отличаются от перечисленных в Рекомендациях, в связи с особенностями иностранных правовых норм, которые не отображены в украинском законодательстве.

Хотя Рекомендации и не имеют нормативный характер, они дают глубокое понимание того, как АМКУ рассматривает понятие контроля, и разрешают многие противоречия при определении хозяйствующего субъекта и отношений контроля.

В случае возникновения любых вопросов по Рекомендациям, пожалуйста, обращайтесь к Владимиру Саенко, Валентине Гвоздь, Александру Нагорному или Максиму Назаренко.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше