22 декабря 2018 года Национальный банк Украины (далее — Национальный банк, НБУ) принял постановление Правления «Об утверждении Положения о лицензировании банков» № 149 (далее — Постановление № 149), работа над которым велась около двух лет. По словам представителей регулятора, основной задачей нового акта является переход НБУ от формалистичного подхода к риск-ориентированному во всех вопросах, касающихся лицензирования банков. Постановление № 149 вступило в силу с 29 декабря 2018 года.
Ключевые новации Постановления № 149
Принципы деятельности НБУ в процессе реализации полномочий
Следуя стандартам законодательства Европейского союза, Национальный банк впервые установил рамки своей дискреции в процессе принятия решений, предусмотренных Постановлением № 149, путем закрепления следующих принципов:
- равноценность сущности и формы (оценка сделок, операций, обстоятельств и событий должна осуществляться НБУ с точки зрения их экономичного, правового и фактического содержания);
- пропорциональность регуляторных требований обстоятельствам и условиям конкретной ситуации, в частности размеру банка, видам осуществляемой им деятельности и присущим ей рискам, финансовому состоянию банка и владельцев существенного участия в нем;
- сочетание принципов правовой определенности для заявителей и обоснованного сомнения Национального банка (НБУ вправе потребовать предоставления уточнений, объяснений и дополнительных документов, необходимых для получения уверенности в соблюдении заявителем всех требований законодательства);
- комплексность анализа заявителя для принятия решения в отношении его заявления.
Помимо вышеуказанных принципов, Национальный банк вправе также полагаться на свое профессиональное суждение, сформированное на основании информации, полученной из разных источников. К примеру, на основании своего профессионального суждения регулятор может устанавливать исключения для подачи документов без надлежащей легализации, признание безупречности деловой репутации заявителя, несмотря на отсутствие формального соответствия требованиям Постановления № 149, установление факта наличия финансовых сложностей у заявителя и т. д.
Оценка деловой репутации физических и юридических лиц
Постановление № 149 вносит существенные изменения в критерии безупречности деловой репутации физических и юридических лиц, процедурных аспектов ее оценивания, а также закрепляет концепцию презумпции безупречности деловой репутации. Основные изменения оценки деловой репутации касаются следующего:
- увеличен срок применения отсутствия безупречной деловой репутации в случае пребывания лица под действием международных санкций с 3 до 10 лет после исключения из санкционных списков;
- дифференцированы подходы к признанию отсутствия безупречной деловой репутации на основании невыполнения обязательств по уплате налогов, в частности отдельно выделено существенное нарушение налоговых обязательств, если оно превышает 100 минимальных заработных плат. В таком случае признак применяется не только на протяжении действия нарушения, но и 3 года после его прекращения;
- увеличены размеры нарушения финансовых обязательств, рассматриваемые регулятором в качестве признака отсутствия безупречной деловой репутации (с 50 тысяч до 300 тысяч гривен для физических лиц; с 300 тысяч до 3 миллионов гривен для юридических лиц);
- добавлены и уточнены некоторые признаки отсутствия безупречной деловой репутации, а именно теперь прямыми основаниями для признания небезупречной деловой репутации являются:
‒ нарушение определенных норм иностранного уголовного и трудового законодательства (а не только украинского, как ранее);
‒ невыполнение взятых на себя обязательств, в том числе изложенных в гарантийных письмах, предоставленных Национальному банку, на протяжении последних 3 лет;
- снято временное ограничение, установленное для признака отсутствия безупречной деловой репутации в отношении лиц, ранее имевших отношение к банку, признанному неплатежеспособным (напомним, такое ограничение составляло 10 лет).
Отдельно стоит отметить, что в Постановлении № 149 также предусмотрена детальная процедура, позволяющая заявителю в большинстве случаев предоставить обоснованные объяснения по вопросу неприменения к нему критериев отсутствия безупречной деловой репутации. В то же время в случае недостаточности таких обоснований и признания репутации небезупречной заявитель лишается права повторного обращения в НБУ на протяжении как минимум 1 года.
Оценка финансового состояния заявителей
В новом Постановлении № 149 проведен существенный пересмотр критериев оценки финансового (имущественного) состояния заявителей, а также детально изложены положения, касающиеся методики данного оценивания, а именно:
- ранее упомянутые принцип пропорциональности, а также профессиональное суждение НБУ дают Национальному банку возможность (в определенных случаях) как «закрыть глаза» на некоторые несоответствия заявителя установленным требованиям, так и признать финансовое состояние неудовлетворительным, несмотря на соблюдение всех требований;
- критерии оценивания дифференцированы в зависимости от субъекта оценивания (иными словами, критерии разные для юридических лиц — приобретателей акций банка, промежуточных компаний, консолидирующих (холдинговых) компаний и конечных собственников — как юридических, так и физических лиц);
- в качестве новых критериев оценивания заявителей выделены: для юридических лиц — финансовая устойчивость и признаки неудовлетворительного финансового состояния, для физических лиц — платежеспособность;
- изменен подход к определению достаточности собственных средств конечного собственника, определяемая как бо́льшая из следующих величин (пропорционально размеру приобретаемой доли):
‒ регулятивный капитал банка;
‒ минимальный регулятивный капитал, установленный НБУ;
‒ цена прямого/опосредованного приобретения акций банка;
- закреплена методика определения собственных средств для юридических и физических лиц, а также установлено требование о подаче документов, подтверждающих основания для получения средств (имущества) для формирования собственного капитала юридического лица;
- наличие у компании убытков, а также факт ее существования менее 3 лет больше не являются основаниями для признания финансового положения заявителя неудовлетворительным. Вместо этого акцент проверки сместился на осуществление компанией своего основного вида деятельности;
- предусмотрена возможность для физических лиц не подтверждать источники происхождения средств в отношении имущества, приобретенного более чем за 15 лет до даты обращения к НБУ (только при условии соблюдения определенных критериев).
Другие важные изменения
Помимо вышеперечисленных изменений, Постановлением № 149 также усовершенствованы:
- порядок согласования приобретения (увеличения) существенного участия в банке — среди прочего, установлены особенности для согласования в случаях внутригрупповой реструктуризации, приобретения (увеличения) существенного участия по доверенности или заключения сделок об управлении;
- критерии оценки соответствия руководителей банка — установлены дополнительные требования к руководителям, а также независимым директорам, расширен перечень случаев для обязательного прохождения тестирования и собеседования в НБУ;
- процедуры, касающиеся открытия обособленных подразделений банка, а также начала новых видов деятельности.
Ключевые контакты: Александр Николайчик, Сергей Казмирчук, Дарина Дашкевич.