close
МЕНЮ

Новости

26 сентября 2014

Новости практики международной торговли. Июнь-август 2014 г.

I. НОВОСТИ ВТО

ВТО создала Группу экспертов в споре между Японией и Украиной по специальным защитным мерам в отношении легковых автомобилей

20 июня 2014 года Генеральный директор ВТО Роберто Азеведо создал Группу экспертов в споре Украина Окончательные специальные меры в отношении некоторых легковых автомобилей (DS468). В состав группы вошли: г-н Уильям Дэйви (председатель), который занимал должность директора Департамента ВТО по правовым вопросам (1995-1999), а сейчас преподает правоведение на юридическом факультете Университета Иллинойса, г-н Фелипе Хиз, который был членом представительства Бразилии при ВТО, а также г-н Чанг Фа Ло, который занимал различные должности в правительстве Тайваня, занимался вопросами торговли и входит в Постоянную группу экспертов ВТО|1|.

Дополнительная информация: процедура разрешения спора в ВТО была начата по требованию Японии. ЕС, Индия, Корея, Россия и Турция сообщили о своих интересах в споре в качестве третьих сторон. Впоследствии к ним присоединились Австралия и США. Спор касается специальных пошлин, введенных украинским правительством в отношении легковых автомобилей, размер которых составляет от 4,31% до 8,63% в зависимости от объема двигателя. Уровень пошлин был снижен в этом году в соответствии со статьей 7.4 Соглашения о специальных защитных мерах ВТО, последний пересмотр был осуществлен в соответствии с Решением Межведомственной комиссии по международной торговле «О либерализации специальных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта» № СП?306/2014/4423-06, которое вступило в силу 28 марта 2014 года. Пошлины были снижены с 14 апреля 2014 года. Ожидается, что пошлины будут повторно снижены в следующем году, тем не менее они будут оставаться в силе по крайней мере до 14 апреля 2016 года.

Йемен стал 160 членом ВТО

26 июня 2014 года Йемен стал 160 членом ВТО|2|. Этому событию предшествовал 13-летний переговорный процесс по поводу его вступления в организацию. 27 мая 2014 года Йемен передал Документ о присоединении Генеральному директору ВТО Роберто Азеведо, подтвердив условия членства. Приветствуя Йемен в качестве нового члена ВТО, Роберто Азеведо заявил, что после вступления Йемена в организацию, 97,1% мировой экономики подпадает под многостороннее регулирование торговли в рамках ВТО.

Противостояние России и ЕС в ВТО

ЕС потребовал создать группу экспертов по делу Российская Федерация — меры в отношении импорта живых свиней, свинины и других продуктов из свинины в Европейский Союз (DS475). Европейские чиновники заявили, что Россия установила запрет на импорт со всей территории ЕС живых свиней, свинины и продуктов, произведенных из свинины, начиная с января 2014 года из-за несколько случаев африканской чумы свиней (АЧС) в Литве и Польше|3|. По мнению ЕС, это является нарушением Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, поскольку такой запрет не имеет должного научного обоснования. Кроме того, было отмечено, что в самой России случались многочисленные случаи заболевания АЧС, но Россия не применяла аналогичные меры на своей территории, тем самым дискриминируя европейские товары. Кроме того, ЕС заявил, что ограничения, введенные против европейских товаров, превышают ограничения против товаров из отдельных соседних стран, в которых также были зафиксированы случаи АЧС. Консультации с Россией не привели к решению вопроса, поэтому ЕС потребовал создания группы экспертов|4|. Решение о создании группы экспертов было принято 22 июля 2014 года|5|.

Российская Федерация, в свою очередь, выдвинула требование об образовании группы экспертов по делу Европейский Союз – Методология корректировки стоимости и некоторые антидемпинговые меры в отношении импорта из России (DS474). По мнению российских чиновников, меры противоречат положениям отдельных соглашений ВТО. Претензии России касаются того, что органы ЕС, проводящие расследование, отказались учитывать предоставленную информацию о стоимости и цене, включая данные о затратах на энергию, как часть производственных затрат. Стороны спора провели консультации в феврале и апреле 2014 года, но не смогли достигнуть компромисса. На собрании Органа разрешения споров ВТО 18 июня 2014 года Россия потребовала сформировать группу экспертов, которая была создана 22 июля 2014 года|6|.

II. ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ И СПОСОБЫ ТОРГОВОЙ ЗАЩИТЫ

Инициировано антидемпинговое расследование относительно ламп накаливания происхождением из Киргизской Республики

Согласно Сообщению от 2 июля 2014 года, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение «О возбуждении и проведении антидемпингового расследования относительно импорта в Украину ламп накаливания общего назначения происхождением из Киргизской Республики» № АД-311/2014/4421-06, которым было начато антидемпинговое расследование относительно ламп накаливания общего назначения мощностью не более 200 Вт и напряжением более 100 В, (код 8539 22 90 10). Расследование было начато по жалобе ОАО «Искра».

Инициирован пересмотр антидемпинговых мер в отношении флоат-стекла происхождением из России, Беларуси и Польши

Согласно Сообщению от 2 июля 2014 года, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение «О возбуждении и проведении промежуточного пересмотра антидемпинговых мер относительно импорта в Украину листового флоат-стекла (стекла термически полированного) происхождением из Российской Федерации, Республики Польша и Республики Беларусь» № АД?312/2014/4421-06, которым был начат промежуточный пересмотр антидемпинговых мер относительно листового флоат-стекла (1) толщиной от 3 мм до 12 мм происхождением из Российской Федерации, (2) толщиной от 3 мм до 4,5 мм происхождением из Республики Польша, (3) толщиной от 3,5 мм до 12 мм происхождением из Республики Беларусь, (коды 7005 29 25 90, 7005 29 35 90 и 7005 29 80 90). Действующие антидемпинговые пошлины были введены в соответствии с Решением Комиссии № АД-255/2011/4402-28 (Сообщение от 28 апреля 2012 года), размер пошлин был установлен на уровне от 1,39% до 104,88% в зависимости от страны-экспортера, характеристик стекла и производителя. Просмотр был инициирован по требованию ОАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» в связи с ростом импорта на 7,8% и снижением цены на 12,3%.

Прекращено антидемпинговое расследование в отношении импорта ленты конвейерной резинотканевой из России без применения антидемпинговых мер

Согласно Сообщению от 8 июля 2014 года, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение «О прекращении антидемпингового расследования относительно импорта в Украину ленты конвейерной резинотканевой происхождением из Российской Федерации» № АД?313/2014/4421-06, которым было прекращено антидемпинговое расследование относительно импорта данного товара без применения антидемпинговых мер. Расследование было начато по жалобе ООО «Эрлайт» в соответствии с Решением Комиссии № АД-304/2013/4423-06 (Сообщение от 28 ноября 2013 года) и касалось лент конвейерных резинотканевых шириной от 800 до 1200 мм, (код 4010 12 00 10). Позже ООО «Эрлайт» направило Комиссии обращение о прекращении данного расследования.

Продлено действие антидемпинговых мер относительно импорта в Украину плит древесноволокнистых из Беларуси

Согласно Сообщению от 8 июля 2014 года, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение «О продлении действия антидемпинговых мер относительно импорта в Украину плит древесноволокнистых происхождением из Республики Беларусь» № АД-314/2014/4421-06, которым срок действия антидемпинговых мер в отношении плит древесноволокнистых из древесины или других одревесневших материалов, (код 4411 92 10 00), был продлен на 5 лет, а ставка антидемпинговой пошлины установлена ??на уровне 68,75%. Пересмотр антидемпинговых мер был начат по требованию ООО «Униплит» в связи с окончанием действия мер и наличием демпингового импорта товара во втором полугодии 2012 года — первом полугодии 2013 года. Антидемпинговые меры в отношении древесноволокнистых плит происхождением из Республики Беларусь были применены решением Комиссии от 12 июля 2002 года № АД?45/2002/52?61 и продолжены решениями Комиссии от 13 июня 2008 года № АД?179/2008/144?44 и от 02 июля 2013 года № АД-295/2013/4423-06.

Продлено действие антидемпинговых мер относительно импорта в Украину нитрата аммония из России

Согласно Сообщению от 8 июля 2014 года, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение «Об изменении и продлении антидемпинговых мер относительно импорта в Украину нитрата аммония (аммиачной селитры) происхождением из Российской Федерации» № АД-315/2014/4421-06, которым антидемпинговые меры в отношении нитрата аммония (аммиачной селитры), (код 3102 30 90 00), были продлены на 5 лет. Ставки антидемпинговых пошлин были установлены на следующем уровне: для экспортера ОАО «Дорогобуж» — 20,51%, для экспортера ОАО «МХК» ЕвроХим» — 36,03%, для других экспортеров и в целом для Российской Федерации — 36,03%. Пересмотр мероприятий был инициирован по требованию украинских товаропроизводителей ПАО «Концерн» Стирол», ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот», ОАО «Ровноазот» и ОАО «Азот». Изначальные антидемпинговые меры были применены решением Комиссии от 21 мая 2008 года № АД-176/2008/143-47, ставки пошлин были установлены на уровне 9,76% для экспортера ОАО «Дорогобуж», 10,78% для экспортера ОАО «МХК» ЕвроХим» и 11,91% для других экспортеров.

Продлен срок антидемпингового расследования относительно импорта нержавеющих труб из Китая

Согласно Сообщению от 25 июля 2014 года, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение «О продлении срока проведения антидемпингового расследования относительно импорта в Украину труб бесшовных нержавеющих происхождением из Китайской Народной Республики» № АД-318/2014/4421-06, которым срок проведения соответствующего антидемпингового расследования был продлен до 16 месяцев. Расследование было начато по жалобе объединения предприятий «Укртрубопром» в соответствии с решением Комиссии № АД?300/2013/4423-06 (Сообщение от 27 июля 2013 года) и ведется по трубам, трубкам и профилям пустотелым, бесшовным из черных металлов, кроме чугуна (коды 7304 41 00 90 и 7304 49 92 90).

Закончился срок действия отдельных антидемпинговых мер

С 7 июля 2014 года истек срок действия антидемпинговых мер относительно импорта молочной кислоты из Китайской Народной Республики, которые были введены Решением Комиссии от 28 мая 2009 года № АД-203/2009/4402-36, а также антидемпинговых мер относительно импорта в Украину полотен трикотажных ворсовых (включая длинноворсовые полотна) и полотен махровых происхождением из Китайской Народной Республики и Республики Корея, которые были введены решением Комиссии от 28 мая 2009 года № АД-204/2009/4402-35.

Россия запретила импорт отдельных товаров происхождением из Украины

С 16 июня 2014 года, согласно Письму Россельхознадзора № ФС-АС-3/9746 было введено ограничение на импорт картофеля продовольственного на территорию России|7|. Российские власти объясняют данный шаг неоднократными случаями выявления карантинного для Российской Федерации объекта золотистой картофельной нематоды и необходимостью обеспечения фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации.

С 28 июля 2014 года Россия запретила импорт молочной продукции из Украины|8|. Представители Россельхознадзора заявили, что причиной для такого решения стало неоднократное нарушение украинскими производителями российских санитарных требований, в частности, наличие в украинской продукции антибиотиков. Если раньше запреты Российской Федерации в отношении поставок на ее таможенную территорию молокопродукции из Украины касались лишь отдельных производителей, то теперь запрещена вся так называемая молоко- и сыро- содержащая продукция.

Кроме того, с 29 июля 2014 года был запрещен импорт в Россию из Украины плодоовощной консервированной продукции и рыбных консервов|9|, данные ограничения объясняются нарушением украинскими производителями законодательства о защите прав потребителей. С 1 августа 2014 года под запретом оказались кукурузная крупа, подсолнечник, соевые бобы и шрот|10|. Ожидается, что запрет коснется также репчатого лука.

Россия запретила импорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из ряда стран

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»|11| № 560 от 6 августа 2014 года Россия ввела запрет на ввоз на свою территорию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые происходят из ряда стран, которые приняли решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических или физических лиц или присоединились к такому решению.

Список товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»|12| № 778 от 7 августа 2014 года. В перечень таких товаров входят мясо, молочная продукция, овощи, корнеплоды, фрукты, орехи, рыба, морепродукты и колбасы из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Запрет ввоза был введен сроком на один год и не относится к товарам детского питания и алкогольным напиткам.

По заявлению властей Российской Федерации данная мера является вынужденным ответным шагом на введение экономических санкций против России. В тоже время, ряд экспертов сошелся во мнении, что запрет импорта со стороны Российской Федерации является нарушением взятых нею обязательства в рамках ВТО, в частности Статьи І и Статьи ІІІ Генерального соглашениям по тарифам и торговле 1994 года.

Торговое противостояние Украина — Беларусь

Экономические отношения между Украиной и Беларусью в мае – августе этого года ознаменовались торговым противостоянием. Согласно Решению Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2014 года № 365 было введено временное лицензирование поставок пива из стран, являющихся членами Договора о зоне свободной торговли в СНГ, кроме стран Таможенного союза, начиная с 1 мая по 31 декабря 2014 года|13|. Позднее этот список был расширен согласно Решению Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая № 469. Так, обязательное лицензирование коснулось кондитерских и макаронных изделий, листового стекла, стеклотары и цемента, лицензии для которых вводились с 1 июня 2014 года.

В свою очередь, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла два решения: «О применении специальной пошлины относительно импорта в Украину товаров происхождением из Республики Беларусь в ответ на дискриминационные и недружественные действия Республики Беларусь относительно кондитерских изделий» № 316/2014/4421-06 и «О применении специальной пошлины относительно импорта в Украину товаров происхождением из Республики Белар усь в ответ на дискриминационные и недружественные действия Республики Беларусь относительно пива солодового и безалкогольных напитков» № 317/2014/4421-06 (Уведомления от 16 июля 2014 года)|14|. Соответствующими решениями были введены специальные пошлины на кондитерские изделия, молочную продукцию, электрические лампы накаливания и удобрения происхождением из Беларуси в размере 55,29%, а также на пиво солодовое, резиновые шины и холодильники происхождением из Беларуси в размере 60,05%. Решения вступили в силу с 27 июля 2014 года. Согласно Решениям, применение пошлин предусматривается до 31 декабря 2016 года.

После проведенных консультаций между Украиной и Беларусью стороны достигли компромисса. Согласно Решению Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2014 года № 719 Беларусь отменила лицензирование поставок цемента, стекла, пива, некоторых видов макаронных и кондитерских изделий для партнеров по зоне свободной торговли в СНГ|15|. В свою очередь, Украина приостановила действие ранее введенных пошлин на белорусские товары. Соответствующее Сообщение было опубликовано 8 августа 2014 года и вступило в силу с 19 августа 2014 года. В нем идет речь о том, что вышеуказанные Решения Межведомственной комиссии по международной торговле № 316/2014/4421-06 и № 317/2014/4421-06 от 1 июля 2014 года приостанавливаются, а пошлины временно не будут взиматься. Тем не менее, действие Решений может быть возобновлено в случае дискриминационных или недружественных действий Республики Беларусь.

Совет Европейского союза принял решение о введении ограничений на импорт товаров из Крыма

С 25 июня 2014 года вступил в силу Регламент Совета ЕС №692/2014, которым был запрещен импорт товаров происхождением из Крыма и Севастополя на территорию ЕС|16|. Запрет также касается прямого или непрямого финансирования поставок таких товаров или страховых услуг. Договора, заключенные до 25 июня 2014 года, не попали под запрет, поставка товаров по таким договорам была возможна до 26 сентября 2014 года. Единственным способом организации поставок товаров из Крыма в ЕС является получение украинского сертификата происхождения от украинских властей.

Кроме того, 31 июля 2014 года вступили в силу расширенные санкции против Крыма. Ими, в частности, предусматриваются ограничения на выдачу кредитов и инвестиции для европейских компаний в энергетическую сферу, транспорт, инфраструктуру, добычу полезных ископаемых в Крыму. Под запретом оказались посреднические услуги в осуществлении сделок между крымскими компаниями и третьими (не входящими в ЕС) странами, а также транзит грузов для этих государств и техническое сотрудничество по крымским проектам. Кроме того, список запрещенных к ввозу товаров из Крыма пополнился 250 новыми товарными позициями, среди которых оборудование для добычи полезных ископаемых и сами полезные ископаемые и углеводороды.

III. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ

Украина и ЕС подписали экономическую часть Соглашения об ассоциации

27 июня 2014 года Украина и Европейский Союз подписали экономическую часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, политическая часть которого была подписана 21 марта 2014 года. В этот же день Соглашения об ассоциации были подписаны со стороны Европейского Союза также с Грузией и Молдовой. В соответствии с Разделом IVСоглашения, ЕС и Украина создают зону свободной торговли и обнуляют таможенные пошлины на ряд товаров, на отдельные товары нулевые пошлины применяются в рамках таможенных квот. Ожидается, что эти меры приведут к облегчению доступа украинских товаров на рынок ЕС и взаимному упрощению ведения торговли. Кроме того, в Соглашении содержатся обязательства по гармонизации, согласно которым Украина обязана гармонизировать свое законодательство с законодательством ЕС в различных сферах, в частности в вопросах правосудия, безопасности, финансовой политики и т.д.

Подробнее о Соглашении об ассоциации

Процесс гармонизации украинского законодательства с законодательством ЕС продолжается

После подписания Соглашения об ассоциации, Украина начала процесс гармонизации украинского законодательства со стандартами ЕС, в частности в тех сферах, реформирование которых является ключевым условием для вывода украинской продукции на рынок ЕС. Одним из приоритетов гармонизации является система контроля безопасности и качества сельскохозяйственных товаров и продуктов питания: экспортный потенциал Украины в этой сфере может быть полностью реализован лишь при условии соответствия украинской продукции европейским стандартам.

14 августа 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации и регистрации животных» № 1648-VII|17|. Законопроект предусматривает введение обязательной идентификации и регистрации физическими лицами животных, которые содержатся и разводятся для собственного потребления. Данный шаг позволит выявлять и контролировать заболеваемость животных, устанавливать владельца и место обитания животных, что в свою очередь повысит качество пищевой продукции. В хозяйствах юридических лиц предусмотрено введение единого идентификационного номера. Кроме того, отказ от регистрации животных будет считаться административным правонарушением по украинскому законодательству.

22 июля 2014 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект «О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком» № 4055|18|, который был внесен на рассмотрение парламента Кабинетом Министров Украины. Документом предусматривается регулирование политики государства в сфере обращения с побочными продуктами животного происхождения, определяются основные требования по уменьшению рисков для здоровья человека и животных. Данным законопроектом обеспечивается гармонизация законодательства Украины со стандартами ЕС в части обращения с побочными продуктами животного происхождения, а именно с Регламентом 1069/2009 и Регламентом 142/2011.

3 июня 2014 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении Законопроект «Об электронной коммерции» № 2306|19|. Данным законом будет урегулировано заключения гражданских договоров в электронной форме, электронная форма документов будет фактически уравнена с бумажной, а документ в такой форме сможет служить надлежащим доказательством в суде. Кроме того, предусматривается урегулирование порядка осуществления купли-продажи в Интернете, такие транзакции будут проходить в два этапа с использованием одноразового идентификатора пользователя, как того требуют правила электронной коммерции ЕС. На покупателя и продавца в Интернете будут распространяться соответствующие права и обязанности, существующие согласно действующему законодательству, в том числе обязательства по защите прав потребителей. Данный законопроект разрабатывался с участием европейских экспертов и представителей деловых кругов и в значительной степени опирается на положения Директивы 2000/31/ЕС «О некоторых правовых аспектах общественных информационных услуг, в частности электронной коммерции, на внутреннем рынке». По мнению участников рынка электронной коммерции, введение в действие данного законопроекта будет способствовать развитию торговли в Интернете и поможет повысить доверие пользователей к электронным сделкам.

Торговое противостояние: Россия – Молдова и Грузия

Российская Федерация ввела ограничения на импорт товаров из Молдовы, которые коснулись фруктов и плодоовощных консервов, мяса и вина. Планируется введение пошлин на ряд других товаров|20|. Данные ограничения объясняются необходимостью защиты внутреннего рынка после подписания Молдовой Соглашения об ассоциации с ЕС. Грузии данная политика коснулась в меньшей мер, чем Молдовы, поскольку Российская Федерация сняла введенные ранее торговые ограничения|21| и с 9 июля допустила на рынок России импорт сельскохозяйственной продукции из Грузии. Тем не менее, 30 июля 2014 года был опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации об отмене зоны свободной торговли между Российской Федерацией и Грузией.

Россия, Казахстан и Беларусь подписали договор о Евразийском союзе|22|

29 мая 2014 года Президенты Российской Федерации, Казахстана и Беларуси подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. Ожидается, что документ вступит в силу 1 января 2015 года, а к трем странам в ближайшее время присоединится Армения.

Согласно Договору, страны будущего союза гарантируют свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в ключевых отраслях — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ.

Дополнительная информация: Договор разрабатывался с ноября 2011 года, когда президенты трех государств приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции.

IV. НОВОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Обязательное применение технических регламентов относительно медицинских изделий перенесено на 2015 год

1 июля 2014 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» № 215|23|. Согласно данному постановлению, на III квартал 2015 года было перенесено начало обязательного применения технических регламентов относительно медицинских изделий, введенных в силу постановлениями Кабинета Министров Украины «Об утверждении Технического регламента относительно медицинских изделий» № 753, «Об утверждении Технического регламента относительно медицинских изделий для диагностики in vitro» № 754, «Об утверждении Технического регламента относительно активных медицинских изделий, которые имплантируют» № 755 от 2 октября 2014 года. Ранее ожидалось, что данные технические регламенты будут обязательными к применению с третьего квартала 2014 года.

Обязательные испытания при перерегистрации лекарственных средств отменены

7 июля 2014 года Министерство здравоохранения Украины приняло Приказ «О внесении изменения в Порядок проведения экспертизы регистрационных материалов на лекарственные средства, которые подаются на государственную регистрацию (перерегистрацию), а также экспертизы материалов о внесении изменений в регистрационные материалы на протяжении действия регистрационного удостоверения» № 470. Согласно данному приказу отменяются обязательные дополнительные испытания по подтверждению качества лекарственных средств во время перерегистрации лекарственных средств. Указанный Приказ вступил в силу со дня официального опубликования|24|.

V. НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Принят законопроект о внесении изменений в законы о пищевых продуктах

22 июля 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов» № 1602-VII|25|. Разработка нового законодательного акта в сфере безопасности и качества пищевых продуктов, который отвечал бы стандартам европейского законодательства, долго оставалась одной из ключевых потребностей для совершенствования качества пищевых продуктов в Украине и выхода украинских товаропроизводителей на европейские рынки. К недостаткам существующего законодательства эксперты относили дублирование функций и полномочий органов государственной власти, высокий уровень коррупции в системе контроля за качеством продуктов, значительные затраты предприятий на преодоление административных барьеров, наличие лишних разрешительных процедур и невозможность обеспечить так званую «прослеживаемость» товаров.

Новым законом были внесены изменения в ряд законодательных актов с целью создания прозрачных условий ведения хозяйственной деятельности и снижения уровня коррупции. Его ключевым достижением является реформирование государственной системы контроля над безопасностью пищевых продуктов по принципу «от поля к столу», который основан на процедурах НАССР. Помимо этого, данным законом было уточнено терминологию, виды правонарушений и мер наказания, предусмотрена отмена разрешительных документов и процедур, которые отсутствуют в ЕС, введение «прослеживаемости» цепи поставок, а также внедрение европейских принципов регулирования ГМО, в частности, в части регистрации источников ГМО, а не продуктов, произведенных из них. Согласно новому закону будет создан единый государственный орган, который будет осуществлять эффективный контроль за полной цепью поставок согласно системе «от поля к столу», а также контроль в сфере здравоохранения и благополучия животных, ветеринарной медицины, идентификации и регистрации животных, безопасности пищевых продуктов и кормов, здоровья и защиты растений, а также побочных продуктов животного происхождения.

Данный закон будет способствовать уменьшению государственных расходов на содержание системы контроля над безопасностью пищевых продуктов, а также затрат предприятий на соблюдение нормативных требований. Закон является одним из ключевых в сфере адаптации украинских норм к законодательству ЕС. Его принятие будет способствовать повышению качества украинских продуктов питания, их выходу на европейские рынки, а также позволит Украине в полной мере воспользоваться квотами на экспорт в ЕС. Закон вступает в силу через один год со дня его опубликования, а система НАССР станет обязательной для украинских компаний через 3 года.

VI. НОВОСТИ ТАМОЖНЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Принят Закон, которым регулируется налоговый и таможенный статус Крыма

14 августа 2014 года Верховная Рада Украины во втором чтении и в целом приняла Закон «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (законопроект № 4032)|26|. В соответствии с данным Законом, на территории Автономной Республики Крым и города Севастополь создается свободная экономическая зона («СЄЗ») сроком на 10 лет и действуют особый налоговый и таможенный режимы. В свободную экономическую зону входит вся территория Крыма, кроме территориального моря, континентального шельфа и воздушного пространства.

Управление свободной экономической зоной будет осуществлять Управляющая компания СЭЗ Крыма, которая будет принадлежать государству. На территории АРК не будут взиматься общегосударственные налоги и сборы, а физические и юридические лица, имеющие юридический адрес в Крыму для целей налогообложения, будут приравниваться к нерезидентам. Кроме того, физические лица, имеющие налоговый адрес на территории Украины, будут обязаны зарегистрировать в украинских налоговых органах свою жилую недвижимость, находящуюся на территории Крыма.

Законом урегулировано, что поставка товаров через административную границу СЭЗ Крыма осуществляется с соблюдением таможенных формальностей в соответствующих зонах таможенного контроля. Вместе с тем, товары, которые были произведены, достаточно переработанные или находились в свободном обращении на временно оккупированной территории Украины до принятия Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» № 1207-VII от 15.07.2014, считаются украинскими товарами и могут свободно перемещаться на территорию Украины без применения тарифных и нетарифных мер до 1 января 2015 года. Кабинет Министров имеет право ограничить поставки любых товаров, работ или услуг с территории Крыма на иную территорию Украины.

Кроме этого, Законом регулируются отдельные вопросы деятельности банковской и платежной систем, порядок перемещения физических лиц на территорию Крыма, порядок осуществления операций с объектами права частной, государственной и коммунальной собственности. Закон вступил в силу 27 сентября 2014 года (Закон № 1636-VII).

Средства индивидуальной защиты, лекарственные средства и медицинские изделия для нужд АТО освобождены от ввозной пошлины

1 июля 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно ввоза средств индивидуальной защиты и лекарственных средств» № 1560-VII|27|. Согласно данному закону, на время проведения антитеррористической операции и введения военного положения от ввозной пошлины освобождаются отдельные категории товаров, в частности, специальные средства индивидуальной защиты, изготовленные в соответствии с военными стандартами (каски, подшлемники, амортизаторы, бронежилеты, нити для изготовления бронежилетов), которые предназначены для нужд правоохранительных органов, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, а также иных субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом в соответствии с законом.

От ввозной пошлины также освобождаются лекарственные средства и медицинские изделия, которые предназначены для использования учреждениями здравоохранения и участниками антитеррористической операции для оказания медицинской помощи физическим лицам, которые в период проведения антитеррористической операции или введения военного положения в соответствии с законодательством получили ранения, контузии или иной ущерб здоровью. Для ввоза таких лекарственных средств и медицинских изделий применяется упрощенный порядок предоставления разрешений. Кроме того, разрешается ввоз лекарственных средств и медицинских изделий без их государственной регистрации и разрешительных документов в объемах, установленных Кабинетом Министров Украины.

VII. ДРУГИЕ НОВОСТИ

Принят Закон Украины «О стандартизации»

5 июня 2014 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О стандартизации» № 1315-VII|28|, который вступит в силу с 3 января 2015 года.

Данным Законом предусматривается образование единого национального органа стандартизации, к участию в управлении которым планируется привлечь как государственные органы, так и научные заведения, объединения субъектов хозяйствования, общественные организации и профсоюзы. К полномочиям данного органа будет принадлежать организация и координация деятельности в сфере стандартизации, принятие и отмена государственных стандартов, прекращения деятельности технических комитетов стандартизации, сотрудничество с другими международными органами стандартизации.

Кроме этого, изменения будут касаться самой процедуры стандартизации. Законом предусматривается введение двух уровней стандартизации: национальных стандартов, принятых национальным органом стандартизации, а также стандартов и технических условий, принятых предприятиями. Отраслевая стандартизация будет отменена, а центральные органы исполнительной власти в течение 15 лет будут иметь право перевести отраслевые стандарты на национальный уровень. Законом отменяется процедура согласования национальных стандартов с государственными органами власти, а также государственная регистрация технических условий. Применение национальных стандартов, согласно новому Закону, будет осуществляться на добровольной основе, за исключением случаев, когда их обязательное применение будет предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Верховная Рада приняла Закон Украины «О санкциях»

14 августа 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О санкциях» № 1644-VII, которым предусмотрено более 25 видов ограничений, которые могут быть введены против иностранных государств, юридических и физических лиц, ведущих террористическую или любую другую деятельность, что угрожает суверенитету и территориальной целостности Украины.

Санкции включают блокирование активов, ограничение торговых, экономических и финансовых операций, ограничения транзита ресурсов, предотвращения вывода капитала и т.д. Предложения по применению санкций вносятся Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, Национальным Банком Украины и Службой безопасности Украины. Решение о применении санкций принимается Советом национальной безопасности и обороны (СНБО). Решение СНБО в отношении санкций вводится в действие указом Президента Украины и утверждается Верховной Радой (в случае секторальных санкций). В случае персональных санкций, решение СНБО вводится в действие указом Президента Украины.

Подробнее о Законе «О санкциях»

За более детальной информацией обращайтесь, пожалуйста, к Наталии Микольской.

 


Поделиться:

Больше Новости
Показать больше