close

Новости

Ключевые контакты
12 июня 2015

Новое банковское законодательство: ужесточены требования к раскрытию информации о структуре собственности банков и к финансовому состоянию их конечных бенефициаров

После принятия в марте 2015 года Закона, ужесточающего ответственность связанных с банком лиц (далее – Закон), Национальный банк Украины (далее – НБУ) утвердил несколько постановлений (Постановление № 328, Постановление № 332 от 21 мая 2015 года и Постановление № 357 от 4 июня 2015 года, далее вместе – Постановления), направленных на имплементацию новых требований, установленных Законом.

Напомним, что Законом существенно расширен перечень связанных с банком лиц, а также ужесточена ответственность таких лиц, установлены новые ограничения по заключению сделок со связанными лицами, введены новые требования по раскрытию информации о структуре собственности банка и пересмотрен подход к получению согласований на приобретение существенного участия в банке.

В соответствии с требованиями МВФ о прозрачности банковской системы Украины, НБУ разработал практические механизмы для реализации нововведений, установленных Законом. В частности, НБУ изменил требования к финансовому состоянию конечных бенефициаров украинских банков и установил новые подходы к раскрытию информации о структуре собственности банка.

Основные положения Постановлений:

Ужесточены требования к финансовому состоянию конечных бенефициаров: чтобы получить согласование НБУ, конечный бенефициар должен иметь доход, превышающий регулятивный капитал банка

НБУ ужесточил требования к финансовому состоянию конечных бенефициаров банка. Согласно новым правилам, доход конечного бенефициара должен быть достаточным для обеспечения дальнейшей капитализации банка. Отныне НБУ сравнивает доход конечного бенефициара с регулятивным капиталом банка или его уставным капиталом, в случае если он превышает регулятивный капитал.

Например, лицо, приобретающее 50% акций в банке с регулятивным капиталом в размере 500 миллионов гривен, должно подтвердить наличие легальных доходов на сумму, превышающую 250 миллионов гривен. Если требуемый размер доходов не подтвержден, такое лицо не получит согласования НБУ на приобретение существенного участия в банке.

Если банк заявляет об отсутствии конечного бенефициара, НБУ может применить «концепцию участия независимо от формального владения» или проверить десять крупнейших «окончательных ключевых участников»

Если в структуре собственности банка нет конечного бенефициара, НБУ, скорее всего, придет к выводу, что такой банк имеет номинальных акционеров, действующих в интересах реальных конечных бенефициаров. В таком случае, НБУ имеет полномочия:

  • применить так называемую «концепцию участия независимо от формального владения». В результате применения такой концепции, НБУ может признать лицо, имеющее значительное или решающее влияние на управление и деятельность банка, владельцем существенного участия в этом банке. На данный момент, НБУ уже применил санкции к нескольким лицам, которых признал неформальными владельцами существенного участия в украинских банках. Кроме того, НБУ планирует значительно увеличить штрафы, которые будут применяться к неформальным владельцам существенного участия в банке, не получившим соответствующего согласования НБУ; или
  • проверить финансовое состояние десяти крупнейших «окончательных ключевых участников» — лиц, обладающих не менее 2% корпоративных прав в цепочке владения банком и которые не имеют ключевых участников (например, физические лица и публичные компании). Если по крайней мере два конечных ключевых участника, владеющие более 5% акций в банке, либо один участник, владеющий не менее 10% совокупного участия в банке, не смогут доказать надлежащее финансовое состояние, НБУ может признать структуру собственности банка непрозрачной.

Банки, структуру собственности которых НБУ признал непрозрачной, могут столкнуться с серьезными негативными последствиями. В частности, НБУ может отказать в предоставлении кредита рефинансирования для такого банка, создать препятствия для покупки таким банком иностранной валюты или иным образом ограничить банковские операции. Деловая репутация руководства такого банка может серьезно пострадать. В худшем случае, НБУ может отнести такой банк к категории проблемных.

В связи с новыми требованиями НБУ инвесторам следует тщательно подходить к структурированию приобретения украинских банков

Постановления устанавливают новые правила, которые непосредственно влияют на подходы к структурированию,  обычно использовавшиеся при приобретении украинского банка:

  • Новая формула для расчета опосредованного участия в банке. Новая Формула должна стать дополнительным инструментом для определения опосредованных владельцев существенного участия в банке. Согласно постановлению, НБУ будет использовать формулу дополнительно к критерию контроля.
  • Запрет дискреционных трастов. Структура собственности банка может быть признана непрозрачной, если существенное участие в банке передается в дискреционный траст (который предусматривает расщепление права собственности на юридическое право собственности доверительного управляющего и бенефициарное право собственности выгодоприобретателя), и это делает невозможным определение всех владельцев существенного участия в банке.
  • Некоторые исключения для институтов частного инвестирования (private investment vehicles). НБУ осознает тот факт, что некоторым институтам частного инвестирования, таким как ограниченные партнерства (limited partnerships), может быть трудно (если вообще невозможно) предоставить все документы и соблюдать формальные требования, которые применяются НБУ к приобретателям существенного участия в украинском банке. Поэтому, если институты частного инвестирования соответствуют критериям, предусмотренным Постановлениями, НБУ может освободить такие компании от соблюдения всех формальных требований.

Специальная процедура получения согласования для лиц, ставших опосредованными владельцами существенного участия в банке после принятия Закона

В результате применения новых правил, изложенных в Законе, некоторые лица оказались в ситуации, когда они де-факто стали опосредованными владельцами существенного участия в банке, независимо от контроля над прямым владельцем банка. НБУ разработал специальный порядок получения согласования на приобретение существенного участия в банке такими лицами. НБУ продлил срок подачи документов для таких опосредованных владельцев до 8 июля 2015 года.

За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, к Владимиру Саенко, Сергею Казмирчуку или Екатерине Жебановой.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше