close

Новости

Ключевые контакты
21 января 2016

Дайджест новостей АПК. Октябрь — декабрь 2015

ДЕСЯТАЯ МИНИСТЕРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВТО В НАЙРОБИ 

В течение рабочей недели с 15 по 19 декабря 2015 года состоялась Десятая Министерская Конференция ВТО в Найроби (Кения), в рамках которой министры достигли договоренностей по ряду вопросов, касающихся международной торговли (далее – Пакет договоренностей Найроби).

Пакет договоренностей Найроби включает шесть министерских решений, важнейшим из которых является решение, касающееся экспорта сельхозпродукции, в частности, обязательство государств-членов ВТО отменить экспортные субсидии и другие инструменты поддержки экспорта в сфере сельского хозяйства. Согласно данному решению развитые страны обязаны отменить экспортные субсидии немедленно, за исключением субсидий на переработанную продукцию, молочную продукцию и свинину, которые могут применяться развитыми странами до 2020 года. Развивающиеся страны обязаны отменить экспортные субсидии до 2018 года, за исключением стран, предоставивших в ВТО соответствующие уведомления касательно экспортных субсидий. Данные страны будут иметь дополнительный срок для отмены своих экспортных субсидий – до конца 2022 года. Наименее развитые страны и развивающиеся страны, импортирующие продовольствие, могут использовать экспортные субсидии до конца 2030 года.

Остальные решения в сфере сельского хозяйства касаются запасов продовольствия, рынка хлопка и специальных защитных механизмов для развивающихся стран.

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА 

С 1 января 2016 года Российская Федерация (РФ) приостановила действие Соглашения о зоне свободной торговли (далее – Соглашение о ЗСТ СНГ) в отношении Украины. Так, 16 декабря 2015 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины» №628, после чего Парламент Российской Федерации принял Закон «О приостановлении РФ действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины». Данные акты предусматривают применение импортных пошлин ко всем украинским товарам согласно ставкам, предусмотренным Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, применяемым в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования в соответствии со статьей І ГАТТ.

Кроме того, 13 августа 2015 года Правительством РФ было принято Постановление «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 №778 и от 31 июля 2015 №774» №842 (далее – Постановление №842). Постановлением №842 предусмотрен полный запрет импорта некоторых категорий украинских продовольственных и сельскохозяйственных товаров и сырья. В частности, запрет касается таких товаров как мясо и мясопродукты, рыба, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты и орехи, некоторые готовые пищевые продукты. Запрет на украинский импорт вступил в силу с 1 января 2016 года и будет применяться до 5 августа 2016 года.

Таким образом, с 1 января 2016 года к украинским товарам применяются два вида ограничений: (1) введение ставок ввозных пошлин в размере единого таможенного тарифа ЕАЭС ко всем украинским товарам; и (2) запрет на импорт некоторых продовольственных товаров, которые предусмотрены Постановлением №842.

В ответ на действия Российской Федерации 23 декабря 2015 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменения в Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» (относительно предоставления Правительству полномочий применять адекватные меры экономического характера к стране-агрессору)» №898-VIII. Данным Законом Кабинет Министров Украины (КМУ) уполномочен вводить широкий круг торговых ограничений (применение квот, полное или частичное эмбарго, специальные пошлины, лицензирование внешнеэкономических операций, отмена тарифных преференций и т.д.) в отношении страны-агрессора. Решение КМУ о введении ограничений не будет требовать дополнительных согласований со стороны других государственных органов. Закон подписан Президентом Украины и вступит в силу на следующий день после его опубликования.

В результате, 30 декабря 2015 года Кабинетом Министров Украины было принято два постановления, предусматривающие контрмеры в случае начала действия ограничительных мер РФ: (1) изъятие из режима свободной торговли всех товаров, импортируемых из РФ в Украину, то есть применение ввозных пошлин, как это предусмотрено в Таможенном тарифе Украины (Постановление №1146 от 30 декабря 2015 года «О ставках ввозной пошлины в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации»); (2) запрет на ввоз на таможенную территорию Украины некоторых товаров происхождением из РФ (среди которых мясо, рыба, молочные продукты, кондитерские и хлебобулочные изделия, продукты детского питания, алкогольные и табачные изделия, ряд химикатов, товары для железной дороги и др.) (Постановление №1147 от 30 декабря 2015 года «О запрете ввоза на таможенную территорию Украины товаров, происходящих из Российской Федерации»). Постановление № 1146 вступило в силу со 2 января 2016 года, а Постановление №1147 – с 10 января 2016 года.

Согласно сообщению Министерства экономического развития и торговли Украины 20 января 2016 года перечень российских товаров, запрещенных для импорта в Украину, утвержденный Постановлением №1147, был расширен и в данный момент включает ряд новых товарных категорий.

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АПК

Дерегуляция в агропромышленном комплексе

8 декабря 2015 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дерегуляции в агропромышленном комплексе» (далее – Закон). Закон вносит изменения в одиннадцать законодательных актов и имеет целью отменить или ограничить действие 20% разрешительных процедур, действующих в аграрном секторе.

В частности, в сфере растениеводства Закон предусматривает отмену карантинного разрешения на импорт или транзит. Как указано в пояснительной записке к проекту закона, поскольку безопасность продукции гарантируется фитосанитарным сертификатом страны-экспортера, карантинное разрешение не несет в себе никакой регуляторной ценности и является по сути лишним барьером для осуществления импортно-экспортных трансакций. Также Закон уточняет, что ветеринарные документы (ветеринарные свидетельства и ветеринарные справки) не выдаются на перемещение кормов и кормового сырья растительного происхождения.

Что касается сферы животноводства и рыбного хозяйства, то Закон отменяет ряд разрешительных процедур, среди которых: государственная аттестация племенных животных; аттестация работников, выполняющих специальные работы, связанные с племенными (генетическими) ресурсами; сертификация племенных (генетических) ресурсов; государственная аттестация (переаттестация) субъектов племенного дела в животноводстве; учет и присвоение номеров субъектам хозяйствования, которые осуществляют консервное производство; регистрация, выдача выписки из реестра гидротехнических сооружений рыбохозяйственных водных объектов относительно их технической эксплуатации и использования; свидетельство о стабильности и надводном борте судна.

Кроме того, Закон предусматривает отмену регистрации некоторых удобрений, которые не содержат потенциально вредных примесей. В частности, Закон содержит список удобрений, не требующих регистрации для импорта и допущенных к свободному обращению без регистрации в ЕС.

Изменения в налоговом законодательстве

24 декабря 2015 года Верховная Рада Украины внесла изменения в Налоговый кодекс Украины (законопроект №3688 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году»).

В новой редакции Налогового кодекса оставлена упрощенная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 1 января 2017 года.

При этом для плательщиков единого налога четвертой группы увеличены размеры ставок налога с одного гектара, который дифференцируется в зависимости от категории (типа) земель и их расположения:

Категория (тип) земли

Имеющаяся ставка налога (%)

Предыдущая ставка налога (%)

Пашня, сенокосы и пастбища

0,81

0,45

Пашня, сенокосы и пастбища, расположенные в горных зонах и на лесных территориях

0,49

0,27

Пашня, сенокосы и пастбища, используемые для выращивания продукции растениеводства на закрытом грунте

5,4

3

Многолетние насаждения

0,49

0,27

Многолетние насаждения в горных зонах и на полесских/лесных территориях

0,16

0,09

Земли водного фонда

2,43

1,35

Кроме этого, налогообложение в рамках специального режима НДС для сельскохозяйственных производителей будет дифференцироваться в зависимости от вида реализуемой ими продукции: часть НДС будет аккумулироваться на специальных счетах предприятий, а часть будет перечисляться в Государственный бюджет Украины:

Продукция

Часть НДС, которая будет аккумулироваться на специальных счетах предприятий (%)

Часть НДС, которая будет перечисляться в Государственный бюджет Украины (%)

Крупный рогатый скот и молочные продукты

80

20

Зерновые и технические культуры

15

85

Другая продукция

50

50

Продлено действие моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения

10 ноября 2015 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждение сельскохозяйственных земель» №767-VIII. Таким образом, действие моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения было продлено до 1 января 2017 года.

Перечень объектов государственного ценового регулирования

Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня объектов государственного ценового регулирования с определением периодов такого регулирования в 2015-2016 годах» (далее – Постановление) утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, которая подлежит государственному ценовому регулированию:  

ОБЗОР ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ АПК

Ликвидация Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины разработало Проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно» (далее – Проект закона). В частности, Проект закона предусматривает ликвидацию Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно как механизма, который препятствует эффективному функционированию зернового рынка Украины.

Отмена государственного регулирования производства и реализации сахара

Министерством аграрной политики и продовольствия Украины разработан проект Закона «О признании утратившими силу некоторых Законов Украины относительно государственного регулирования производства и реализации сахара» (далее – Проект закона), целью которого является предоставление возможности предприятиям – производителям сахара реализовать продукцию по экономически обоснованным ценам и в соответствии с конъюнктурой рынка. Соответственно, Проектом закона предлагается отменить госрегулирование:

  • минимальных цен на сахарное сырье и сахар;
  • производства сахара и выращивания сахарной свеклы;
  • реализации сахара, в частности, определения квартальных и месячных объемов реализации сахара.

Возвратобязательных карантинных сертификатов на перевозку зерновых и масличных культур в пределах территории Украины

Государственной ветеринарной и фитосанитарной службой Украины разработан проект Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 12 мая 2007 года №705» (далее – Проект постановления).

Проектом Постановления предусматривается:

  • внесение изменений в Порядок проведения осмотра, обследования, анализа, фумигации (обеззараживания) и инспектирования (оформления фитосанитарного и карантинного сертификатов) объектов регулирования в сфере карантина растений;
  • внесение изменений в Порядок оформления карантинного разрешения;
  • возвращение обязательных карантинных сертификатов на перевозку зерновых и масличных культур в пределахтерритории Украины.

Обязательные карантинные сертификаты были отменены Постановлением КМУ «Некоторые вопросы дерегуляции хозяйственной деятельности» от 28 января 2015 года № 42. В частности, был введен добровольный принцип, согласно которому контроль в сфере карантина растений за перемещением зерновых и масличных культур в пределах территории Украины осуществляется по требованию владельцев соответствующих объектов. В июле 2015 года, в рамках курса правительства на дерегуляцию, в Закон Украины «О карантине растений» были внесены изменения, направленные на ограничение круга случаев, когда карантинный сертификат может потребоваться.

За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, к Андрею Заблоцкому

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше