close
МЕНЮ

Новости

9 августа 2016

Закон Украины «О финансовой реструктуризации» предлагает новые подходы к реструктуризации корпоративной задолженности в Украине

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

19 июля 2016 года был официально опубликован Закон Украины №1414-VIII «О финансовой реструктуризации» от 14 июня 2016 года (далее – «Закон о финансовой реструктуризации»). Подготовка проекта Закона была осуществлена в рамках совместного проекта ЕБРР и Всемирного банка, в котором Sayenko Kharenko выступила юридическим советником Всемирного банка на всех этапах процесса подготовки и принятия Закона.

В соответствии с заключительными и переходными положениями Закона о финансовой реструктуризации, он вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования (то есть, 19 октября 2016 года) и теряет силу через три года со дня вступления его в силу (то есть, 19 октября 2019 года). Закон о финансовой реструктуризации непосредственно связан с недавними изменениями в Налоговый кодекс Украины (далее – «Налоговый кодекс»), в соответствии с которыми введены налоговые льготы для участников процедуры реструктуризации, которая осуществляется в соответствии с Законом о финансовой реструктуризации. Такие льготы также будут оставаться в силе на протяжении трех лет.

Участники

  • Любое украинское юридическое лицо-должник (кроме банков и финансовых учреждений), имеющее непогашенную финансовую задолженность перед как минимум одним украинским или иностранным финансовым учреждением, а также хозяйственная деятельность которого считается перспективной, может воспользоваться режимом, предусмотренным в Законе о финансовой реструктуризации. Несколько должников, которые входят в одну группу компаний, могут участвовать в совместной процедуре финансовой реструктуризации при условии, что они имеют хотя бы одного общего кредитора и согласие большинства кредиторов каждого из должников на проведение совместной процедуры финансовой реструктуризации.
  • Перспективность хозяйственной деятельности должника должна быть подтверждена отчетом независимого эксперта.
  • Несмотря на то, что Закон о финансовой реструктуризации в основном ориентирован на кредиторов, которые являются финансовыми учреждениями, любой другой кредитор также может принять участие в процедуре. Перечень привлеченных кредиторов определяется должником, однако при этом каждый из них должен предоставить согласие на участие, а также согласие на передачу споров, возникающих во время процедуры, на рассмотрение в арбитраж.
  • Кредиторы, которые являются связанными лицами должника, также имеют право участвовать в процедуре финансовой реструктуризации. Однако любой связанный с должником кредитор не будет иметь права голоса во время проведения процедуры.
  • Органы взыскания (налоговые органы), определенные должником в качестве привлеченного кредитора, обязаны участвовать в процедуре финансовой реструктуризации при условии, что размер налогового долга должника перед такими органами составляет менее одной трети от общей сумы задолженности должника, которая подлежит реструктуризации. В таком случае органы взыскания принимают участие в процедуре без права голоса. Если размер налогового долга должника составляет одну треть и более от общей сумы задолженности должника, подлежащей реструктуризации, органы взыскания должны предоставить явно выраженное согласие на участие в процедуре финансовой реструктуризации и, соответственно, будут иметь право голоса.

Порядок проведения и начало процедуры

Процедура финансовой реструктуризации проводится во внесудебном порядке путем переговоров между должником, привлеченными кредиторами и инвесторами, в случае наличия.

Для того, чтобы инициировать процедуру финансовой реструктуризации, должник должен подать письменное заявление о реструктуризации в секретариат – административный орган, который осуществляет техническую поддержку процедуры. К заявлению о реструктуризации прилагаются документы, подтверждающие согласие одного или нескольких финансовых учреждений на участие в процедуре. Ни один из таких кредиторов не может быть связанным с должником лицом, к тому же всем таким кредиторам должно совокупно принадлежать не менее 50 процентов общей суммы требований финансовых учреждений к должнику, за исключением требований связанных с должником лиц.

После начала проведения процедуры финансовой реструктуризации, у сторон будет максимум 180 дней (которые состоят из первоначального 90-дневного периода, который может быть продлен еще на 90 дней решением кредиторов), чтобы завершить процедуру и согласовать план реструктуризации.

Мораторий, договор об отсрочке и приостановление процедуры банкротства

  • Мораторий вводится автоматически со дня начала проведения процедуры финансовой реструктуризации и запрещает любые меры привлеченных кредиторов и всех связанных с должником лиц по принудительному обращению взыскания. Также мораторий будет запрещать всем кредиторам (включая тех кредиторов, которые не участвуют в процедуре финансовой реструктуризации) принудительно обращать взыскание на необоротные активы должника, которые не являются предметом залога или ипотеки.
  • Мораторий действует на протяжении 90 дней, однако может быть продлен решением кредиторов еще на 90 дней (общий срок действия моратория не может превышать 180 дней), аналогично общему сроку для завершения самой процедуры финансовой реструктуризации.
  • Привлеченные кредиторы вправе в любое время принять решение о прекращении действия моратория. В таком случае, должник и один или несколько привлеченных кредиторов вправе заключить между собой договор об отсрочке, который может содержать ряд условий и обязательств.
  • В случае, если на рассмотрениив суде находится заявление о возбуждении производства в деле о банкротстве должника, и, если процедура финансовой реструктуризации была начата, суд вправе принять решение о приостановлении рассмотрения такого заявления до дня завершения процедуры финансовой реструктуризации.

План реструктуризации: условия, утверждение и имплементация

В целом ожидается, что план реструктуризации будет утверждаться 100%-ым консенсусом всех привлеченных кредиторов, учитывая, что предварительно все такие кредиторы уже дали согласие на участие в самой процедуре финансовой реструктуризации и потенциально уже определились с возможностью реструктуризации. На практике должник имеет возможность подготовить план реструктуризации и получить предварительное согласование от его основных кредиторов еще до подачи заявления о реструктуризации.

Если кредиторы не достигли такого согласия, но привлеченные кредиторы, которым принадлежит более двух третей требований привлеченных кредиторов, проголосовали за утверждение плана реструктуризации, спор может передаваться на рассмотрение к арбитру, который должен принять обязательное решение о возможности утверждения плана реструктуризации. Если арбитр примет решение в пользу утверждения плана реструктуризации, условия такого плана реструктуризации будут обязательными для всех кредиторов и будут иметь преимущественную силу над любыми противоречащими условиями существующих договоров, заключенных между кредиторами и должником.

Кредиторы, которые являются связанными с должником лицами (и органы взыскания, при условии, что их требования не превышают одну треть общей задолженности должника, подлежащей реструктуризации) не будут иметь права голоса при утверждении плана реструктуризации.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ ВО ВРЕМЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ О ФИНАНСОВОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Процедура реструктуризации налогового долга

  • Реструктуризация налогового долга проводится путем аннулирования (прощения), рассрочки и/или отсрочки в течение 10 рабочих дней со дня согласования плана реструктуризации.
  • Имущество должника освобождается из налогового залога и из-под административного ареста со дня согласования плана реструктуризации.
  • Если налоговые органы приняли участие в процессе финансовой реструктуризации, такой налоговый долг подлежит автоматическому списанию: (i) налоговый долг, возникший в течение трех лет до дня начала процедуры финансовой реструктуризации – пропорционально части аннулированных (прощенных) кредиторами обязательств должника (при наличии), (ii) налоговый долг, возникший более чем за три года до дня начала процедуры финансовой реструктуризации – в полном размере, (iii) примененные штрафные санкции и пеня, начисленные до даты начала процедуры финансовой реструктуризации, по которым продолжаются процедуры административного или судебного обжалования – в полном размере.
  • Остаток налогового долга должен быть погашен на условиях плана реструктуризации, которые должны быть не хуже, чем условия удовлетворения требований других кредиторов.
  • Общий срок погашения рассроченного (отсроченного) налогового долга не может превышать трех лет со дня согласования плана реструктуризации.

Льготы, касающиеся налога на прибыль предприятий

Временные правила, которые применяются к налогу на прибыль предприятий (действуют до 19 октября 2019 года) предусматривают специальные «налоговые разницы», которые используются для определения базы налогообложения налогом на прибыль предприятий (корректировка финансового результата до налогообложения, определенного в бухгалтерской отчетности):

1. финансовый результат до налогообложения уменьшается:

  • (для должника): на сумму доходов, признанных им в результате списания ему налогового долга, рассрочки или отсрочки его обязательств; и
  • (для банков и финансовых учреждений, которые участвуют в финансовой реструктуризации): на сумму доходов, признаваемых ими в связи с расформированием резервов в последствии реструктуризации им обязательств; поэтому, соответствующие банки и финансовые учреждения должны увеличить свой финансовый результат до налогообложения на одну треть такой суммы в каждом из трех лет, следующих за годом, в котором был согласован план реструктуризации;

2. финансовый результат до налогообложения не меняется:

  • на сумму других доходов и расходов, признаваемых в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности в результате реструктуризации; и
  • для банков и финансовых учреждений, которые участвуют в финансовой реструктуризации: на сумму использованного резерва вследствие аннулирования (прощения) долга на условиях плана реструктуризации (то есть, финансовый результат таких банков и финансовых учреждений не увеличивается, даже если соответствующий долг не подпадает под понятие «безнадежной задолженности» в понимании Налогового кодекса, что, по общему правилу, будет иметь своим следствием изменение финансового результата до налогообложения).

Льготы, касающиеся налога на добавленную стоимость

Временно, до 1 января 2020 года, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость операции должника по поставке товаров для целей погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации.

Налогоплательщик-должник не должен корректировать ранее выделенный налоговый кредит в связи с такими поставками, несмотря на то, что следующие поставки освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

ПРИМЕНЕНИЕ

Изначальная версия Закона о финансовой реструктуризации, которая была подана в Верховную Раду Украины по инициативе Кабинета Министров Украины и принята в первом чтении, была более перспективной, чем финальная версия, принятая Верховной Радой.

Главной особенностью изначальной версии Закона была обновленная ​​Статья 6 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – «Закон о банкротстве»), которая предусматривала механизм, подобный механизму реструктуризации, который осуществляется на основе плана должника и кредиторов, предварительно согласованного перед подачей заявления в суд (pre-packaged restructuring), который применяется в США, или планов урегулирования (schemes of arrangement), которые применяются в Великобритании. Так, в соответствии с новой редакцией статьи 6 Закона о банкротстве, план реструктуризации, подготовленный должником и утвержденный большинством голосов кредиторов, должен был становиться обязательным для всех кредиторов. Однако, эти изменения в Закон о банкротстве были исключены. Финальная версия Закона о финансовой реструктуризации регулирует только внесудебную процедуру реструктуризации, предусматривающую обязательное получение согласия кредиторов на участие в такой процедуре.

Очевидно, что это ограничивает количество потенциальных реструктуризаций, к которым может применяться процедура, предусмотренная в Законе о финансовой реструктуризации, особенно реструктуризаций с кредиторами, которые отказываются принимать участие в реструктуризации. Но работа над новой редакцией статьи 6 Закона о банкротстве продолжается в рамках отдельного законопроекта, который находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В связи с предстоящим внедрением новых процедур реструктуризации в соответствии с Законом о финансовой реструктуризации и наличием налоговых льгот, кредиторам и должникам следует пересмотреть свои позиции в уже начатых или запланированных процедурах реструктуризации, для того, чтобы оценить возможности получения преимуществ от применения положений Закона о финансовой реструктуризации. Это будет чрезвычайно важно в тех случаях, когда все участники реструктуризации достигли согласия по большинству вопросов и намерены добровольно принять участие в новой процедуре реструктуризации.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к Сергею ВерлановуНазару Чернявскому или Александру Другу.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше