close
МЕНЮ

Новости

17 августа 2016

Новая система контроля за экономическими концентрациями в действии: годовой обзор

17 августа 2016

Прошло немногим больше года с момента назначения нового руководства Антимонопольного комитета Украины («АМКУ»), и этот год стал очень богатым на события с точки зрения развития законов и практики контроля за концентрациями. Недавнее повышение пороговых показателей и другие законодательные изменения, вступившие в силу в мае 2016 года, ярко демонстрируют стремление Украины привести режим контроля за концентрациями в соответствие с лучшими практиками других европейских стран. Для реализации нового законодательства, принятого в этом году, АМКУ пересмотрел процессуальные правила контроля за концентрациями, изменения в который вступят в силу 19 августа 2016 года.

1. Сентябрь 2015: Амнистия за концентрации, осуществленные без разрешения АМКУ, и новые Рекомендационные разъяснения касательно определения размера штрафов

После нескольких этапов дискуссий с общественностью, 15 сентября 2015 года АМКУ утвердил и опубликовал Рекомендационные разъяснения касательно определения размера штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, которые описывают методику, применяемую АМКУ для расчета штрафов, и вводят однолетний период амнистии за концентрации, осуществленные раннее без разрешения АМКУ. Применение этой методики уже привело к общему увеличению количества штрафов, но их размер стал более предсказуемым и последовательным. Для тех компаний, которые не хотят столкнуться с более высокими штрафами за раннее осуществленные концентрации без разрешения АМКУ, введён однолетний период для сообщения об этих нарушениях с последующим наложением фиксированного штрафа (так называемая «процедура амнистии»).

Согласно такой процедуре амнистии, в случае, если хозяйствующий субъект обнаружит факт неполучения разрешения АМКУ на M&A — транзакцию, завершённую до 15 сентября 2015 года, такой хозяйствующий субъект может обратиться в АМКУ с заявлением о предоставлении разрешения пост-фактум. В этом случае АМКУ обязуется наложить относительно небольшой штраф в размере 102 000 гривен (примерно 3 650 евро). Процедура амнистии с фиксированной суммой штрафа доступна для заявителей, которые добровольно сообщат АМКУ о прошлых нарушениях до 15 сентября 2016 года.

Процедура амнистии подтвердила свою популярность как среди национальных участников рынка, так и транснациональных корпораций. АМКУ отчетливо продемонстрировал готовность поощрять подачи заявлений по процедуре амнистии, отказавшись от определенных отягчающих формалистических требований, которые не являются важными для рассмотрения заявлений по существу. Совокупность этих факторов, очевидно, образует уникальную возможность для компаний очистить исторические риски, которые возникают из-за несоблюдения требований законодательства Украины о контроле за концентрациями, и такая возможность будет доступна до 15 сентября 2016 года.

2.  Март 2016: Публикация решений

Согласно новому закону о прозрачности деятельности АМКУ, регулятор начал публиковать полные тексты решений на своем веб-сайте, сохраняя при этом подходы к нераспространению информации, определенной соответствующими хозяйствующими субъектами как конфиденциальная. Этот закон стал подтверждением практики АМКУ по опубликованию выдержек из решений, начатой им в июле 2015 года.

3. Май 2016: Новые пороговые показатели, ускоренная процедура рассмотрения заявлений и увеличение платы за подачу заявления

Финансовые пороговые показатели

Получение разрешения Антимонопольного комитета Украины на концентрацию является обязательным в случае выполнения хотя бы одного из таких критериев:

Критерий 1: Не менее чем два участника концентрации осуществляют деятельность в Украине

  • совокупный объем реализации товаров или совокупная стоимость активов участников концентрации превышает 30 миллионов евро, и при этом
  • совокупный объем реализации товаров или совокупная стоимость активов в Украине не менее чем у двух участников концентрации превышает 4 миллиона евро у каждого.

Критерий 2: Объект приобретения или учредитель совместного предприятия осуществляет операции в Украине в значительных масштабах

  • объем реализации товаров или совокупная стоимость активов в Украине объекта приобретения, продавца активов или одного из учредителей совместного предприятия превышает 8 миллионов евро, и при этом
  • объем реализации товаров хотя бы одного другого участника концентрации превышает 150 миллионов евро в мире.

Расчет всех пороговых показателей производится за предыдущий год на уровне группы; т.е. учитывая объем реализации товаров и стоимость активов всех хозяйствующих субъектов, связанных отношениями контроля, включая показатели продавца, который контролирует объект приобретения.

Ускоренная процедура рассмотрения заявления

АМКУ ввел ускоренную процедуру рассмотрения, согласно которой АМКУ будет рассматривать заявления и предоставлять разрешение на концентрацию в течение 25 календарных дней (в отличии от 45 дней по стандартной процедуре) в таких случаях:

  • только один участник концентрации осуществляет деятельность в Украине; или 
  • совокупная доля участников концентрации не превышает 15 % на рынке, на котором есть пересечения, или 20 % на рынке, на котором существуют вертикальные отношения между участниками.

Увеличение платы за рассмотрение заявления

Плата за рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на концентрацию увеличена в четыре раза и составляет 20 400 гривен (около 730 евро).

4.  Август 2016: Процессуальные изменения

Логическим продолжением реформы контроля за концентрациям стали принятые АМКУ изменения в основной процессуальный акт о контроле за экономическими концентрациями – Положении о концентрации, которое вступит в силу 19 августа 2016 года. Главным достижением этих изменений является отмена некоторых формальных требований и существенное сокращение перечня документов и информации, необходимого для подачи заявителями, особенно в отношении транзакций, которые не имеют влияния на конкуренцию в Украине. В свою очередь, основное внимание будет сосредоточено на более глубоком экономическом анализе рыночной информации и ожидаемых последствиях концентрации.

  • Экономическое обоснование/Анализ рынков. АМКУ принципиально поменял позицию в отношении анализа рынков и будет требовать глубокого и существенного анализа задействованных рынков. В частности, участники концентрации обязаны подавать рыночные доли конкурентов на задействованных рынках, преимущества для потребителей, детальное описание структуры предложения и спроса на задействованном рынке и т.д. Участникам концентраций больше не нужно предоставлять подробную информацию о незадействованных товарных рынках, даже если они совершают на них деятельность.
  • Корпоративная информация. АМКУ отменил требование о предоставлении корпоративной информации, не влияющей на анализ рынка, включая полный список компаний, связанных отношениями контроля, информацию о должностных лицах и т.д., и будет уделять больше внимания раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках.
  • Документы. АМКУ отменил требование подачи ряда документов для определенных видов транзакций, например, уставы, и больше не будет требовать предоставления электронных баз данных.

Ускоренная процедура рассмотрения станет значительным преимуществом для процедуры амнистии, описанной выше, поскольку большинство концентраций подпадали под финансовые пороговые показатели, которые действовали ранее, и не имели влияния на конкуренцию в Украине.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к Владимиру Саенко и Максиму Назаренко.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше