23 августа 2016 года Правительство Украины («Правительство») дало зеленый свет началу ликвидационной процедуры Государственной службы интеллектуальной собственности Украины («Служба») и реорганизации Государственного предприятия «Украинский институт интеллектуальной собственности» («Укрпатент») в государственную организацию – дуумвират регуляторных органов, которые осуществляют регулирование системы интеллектуальной собственности в Украине с 2011 года.
К Министерству экономического развития и торговли Украины («Министерство») – правопреемнику Службы – также будут присоединены два аффилированных лица Службы: Государственная организация «Украинское агентство авторских и смежных прав» (коллективное управление авторскими и смежными правами) и Государственное предприятие «Интелзащита» (ведение реестра контрольных марок для маркировки экземпляров определенных произведений и с недавних пор – помощь в борьбе с интернет-пиратством).
На обломках существующей институциональной империи интеллектуальной собственности Правительство планирует создать двухуровневую систему – Национальный орган интеллектуальной собственности («Национальный орган ИС»), который будет подчиняться Министерству. В то время как реальный эффект институциональной реформы системы интеллектуальной собственности еще не совсем понятен и сможет быть оценен исходя из прогресса и качества принятых законов и подзаконных нормативно-правовых актов, правообладателям следует внимательно следить за развитием реформы, чтобы избежать каких-либо негативных юридических последствий в течение и после переходного периода.
Срок переходного периода
План мероприятий, утвержденный Правительством, не содержит точную дату, когда Национальный орган ИС будет создан. Единственное, что известно наверняка, – это то, что поиск лучших мировых практик должен быть завершен в сентябре 2016 года, а проект закона о совершенствовании государственного регулирования системы интеллектуальной собственности должен быть представлен на рассмотрение Правительством в октябре 2016 года. Как только украинский Парламент примет соответствующий закон, у Правительства будет два месяца на создание Национального органа ИС. В лучшем случае, образование Национального органа ИС будет завершено в начале 2017 года. В худшем случае переходный период может продолжаться весь 2017 или даже дольше.
Во избежание регуляторного вакуума Служба продолжит регулирование системы интеллектуальной собственности до передачи ее полномочий Министерству.
На сегодняшний день не понятно, продолжит ли свое существование Укрпатент до образования Национального органа ИС. Наиболее вероятно, Укрпатент продолжит свою работу во время переходного периода, включая принятие и экспертизу заявок на товарные знаки, изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Лайфхаки для правообладателей: как реагировать на институциональную реформу?
Целесообразным для правообладателей является рассмотрение следующих шагов в течение переходного периода реформы:
Мы продолжим следить за развитием реформы и будем предоставлять актуальные новости по данной теме.
С 19 августа 2016 года Национальный банк Украины («НБУ») отменил требование о получении резидентами акта ценовой экспертизы от государственного предприятия «Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков» («Госвнешинформ») для расчетов с нерезидентами при покупке прав интеллектуальной собственности стоимостью свыше 50 000 евро.
Целью требования НБУ касательно получения акта являлось предотвращение непродуктивного оттока капитала из Украины в форме платежей за нематериальные активы, такие как услуги, работы и права интеллектуальной собственности. Если сумма платежа превышала предусмотренный законодательством порог (50 000 евро), то резидент-плательщик был обязан обратиться в Госвнешинформ для получения акта ценовой экспертизы. Акт являлся подтверждением того, что договорная цена прав интеллектуальной собственности соответствует их рыночной цене. При отсутствии акта ценовой экспертизы украинским банкам запрещалось проводить платеж (за некоторыми исключениями).
Отмена требования касательно получения акта, безусловно, является положительным шагом с точки зрения упрощения ведения внешнеэкономической деятельности украинским бизнесом. При этом НБУ продолжает осуществлять контроль над подобными транзакциями. В частности, в настоящее время НБУ требует предоставлять документацию по осуществлению платежей на сумму свыше 50 000 долларов США и имеет право запретить осуществлять конкретный платеж.
НБУ также продолжает проводить политику усиленного финансового мониторинга и повышения уровня контроля со стороны украинских банков за оттоком капитала. В частности, НБУ поручил банкам проводить детальный анализ транзакций и получать дополнительную документацию от клиентов в случае, если у банков возникают сомнения, что стоимость товаров, услуг или других активов, предусмотренная в договоре, соответствует их рыночной стоимости.
Новость подготовлена совместно с практикой банковского и финансового права Sayenko Kharenko.
Для получения дополнительной информации обращайтесь к Александру Падалке или Олегу Климчуку.