close
МЕНЮ

Новости

Ключевые контакты
6 февраля 2017

Украина: Год реформ в сфере контроля за экономическими концентрациями

2016 год был насыщен событиями для юристов в сфере конкурентного права в Украине. Новое руководство Антимонопольного комитета Украины (далее – АМКУ), которое было назначено чуть более года назад, инициировало и реализовало много усовершенствований законодательства и сразу же приняло меры, направленные на превращение АМКУ в современное и эффективное конкурентное ведомство. Верховная Рада Украины поддержала эту реформу и  внесла важные изменения в конкурентное законодательство.

Методология подсчёта штрафов

Реформа началась с разработки Рекомендационных разъяснений касательно определения размера штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции (далее – Рекомендации) в сентябре 2015 года. Рекомендации были созданы для повышения прозрачности и предсказуемости штрафов, налагаемых АМКУ. Украинское законодательство позволяет АМКУ по собственному усмотрению определить сумму штрафа в границах максимального предела, составляющего определенный процент от мирового объема реализации хозяйствующего субъекта (например, 5% за нарушения в сфере контроля за концентрациями). Для повышения прогнозированности штрафов Рекомендации содержат методологию, которой АМКУ должен придерживаться при определении размера штрафа за нарушение. Так, процесс расчёта штрафа состоит из двух этапов: (1) определение базовой суммы штрафа, которая зависит от дохода, достигнутого на рынке, на котором нарушение имело место, и (2) корректировка базовой суммы штрафа с учётом смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Амнистия за концентрации, осуществлённые без разрешения АМКУ

Наряду с методологией расчёта штрафов, Рекомендации предусматривают процедуру амнистии за концентрации, осуществлённые без разрешения АМКУ в прошлом. Изначально ожидалось, что возможность обращения за амнистией будет доступна только в течение одного года, до 15 сентября 2016 года. После многочисленных дискуссий и в ответ на обращения бизнес-сообщества АМКУ продлил период амнистии ещё на полгода, до 15 марта 2017 года.

В соответствии с процедурой амнистии, в случае, если хозяйствующий субъект обнаруживает, что он не получал разрешения АМКУ на концентрацию для одной из своих M&A-транзакций, завершенных до 15 сентября 2015 года, такой хозяйствующий субъект может обратиться в AMКУ с заявлением о получении разрешения post factum. В таком случае АМКУ обязуется наложить относительно небольшой фиксированный штраф в размере 102 000 грн. (примерно 3 400 евро), независимо от суммы дохода от реализации товаров, работ и услуг нарушителя.

Публикация решений

Ещё одним шагом на пути к прозрачности в работе АМКУ стала инициатива регулятора касательно публикации выдержек из своих решений начиная с июля 2015 года. Позже, после внесений изменений в законодательство, такая практика стала обязательной. Согласно закону АМКУ обязан публиковать на официальном веб-сайте:

  • информацию о начале рассмотрениядела о концентрации или согласованных действиях;
  • полный текст решений по результатам рассмотрения заявлений, дел о концентрации и согласованных действиях (кроме информации с ограниченным доступом);
  • полный текст решений по результатам рассмотрения дел о нарушении конкурентного законодательства (кроме информации с ограниченным доступом).

Новые финансовые пороговые показатели, ускоренная процедура рассмотрения заявлений и другие процессуальные изменения

Основные изменения к системе контроля за концентрациями предусмотрены Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» (касательно усиления эффективности контроля над экономическими концентрациями)» (далее – Закон). Закон был принят Верховной Радой Украины 26 января 2016 года и вступил в силу 18 мая 2016 года. Закон увеличил финансовые пороговые показатели и ввёл ряд других важных усовершенствований в режим контроля за концентрациями.

Финансовые пороговые показатели

В соответствии с Законом получение разрешения АМКУ на концентрацию требуется в двух случаях:

  • совокупный объем реализации товаров или совокупная стоимость активов участников концентрации превышает 30 миллионов евро, и при этомсовокупный объем реализации товаров или совокупная стоимость активов в Украине не менее чем двух участников концентрации превышает 4 миллиона евро у каждого, или
  • объем реализации товаров или совокупная стоимость активов в Украине объекта приобретения, продавца активов или одного из учредителей совместного предприятия превышает 8 миллионов евро, и при этомобъем реализации товаров хотя бы одного другого участника концентрации превышает 150 миллионов евро в мире.

Расчёт всех пороговых показателей производится за предыдущий год на уровне группы, т.е. с учетом объема реализации товаров и стоимости активов всех хозяйствующих субъектов, связанных отношениями контроля, включая показатели продавца, который контролирует объект приобретения.

Вместе с повышением финансовых показателей Закон отменил пороговый показатель рыночной доли, который использовался в прошлом. Ранее получение разрешения требовалось, если рыночная доля одного из участников концентрации или совокупная рыночная доля всех участников концентрации превышала 35% на задействованном рынке.

Ускоренная процедура рассмотрения заявления

Закон также ввел ускоренную процедуру рассмотрения заявлений для сделок, при осуществлении которых отсутствует влияние на конкуренцию в Украине или такое влияние незначительно. Согласно этой процедуре АМКУ будет рассматривать заявления и предоставлять разрешения на концентрацию в течение 25 календарных дней (в отличии от 45 дней по стандартной процедуре) в любом из следующих случаев:

  • только один участник концентрации осуществляет деятельность в Украине; или
  • совокупная доля участников концентрациина одном и том же товарном рынке в Украине не превышает 15%, или
  • совокупная доля участников концентрациине превышает 20% на рынке, на котором существуют вертикальные отношения между участниками.

Другие процессуальные изменения

Закон также представил следующие процессуальные изменения касательно режима контроля за концентрациями в Украине:

  • заявители могут обратиться в AMКУ за предварительными консультациями перед подачей заявления о предоставлении разрешения на концентрацию. Это позволяет заявителям уточнить объем информации и документов, которые должны быть поданы в АМКУ, и проверить их полноту заранее;
  • введена новая процедура для подачи АМКУ предложений касательно обязательств. В случае, если АМКУ обнаружит основания для запрета осуществления концентрации, стороны вправе в течение 30 календарных дней (срок может быть продлён)  подать в АМКУ свои предложения касательно обязательств, которые они возьмут на себя для устранения негативного влияния концентрации на рынки;
  • Закон установил обязательное требование к раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках участников концентрации. В случае отсутствия такой информации АМКУ может оставить такое заявление без рассмотрения как неполное;
  • плата за рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на концентрацию увеличена в четыре раза и составляет 20 400 гривен (около 700 евро).

Новое Положение о концентрации

В целях имплементации Закона АМКУ принял изменения в основной подзаконный акт о контроле за концентрациями — Положение о концентрации (далее – Положение). Новая редакция Положения вступила в силу 19 августа 2016 года. Изменениями в Положение отменены многочисленные формальные требования и значительно сокращён перечень информации и документов, необходимых для подачи заявления. Эти изменения направлены на упрощение процедуры получения разрешения на концентрацию для сделок, которые не имеют никакого влияния на конкуренцию в Украине. В то же время, для трансакций, которые потенциально могут повлиять на украинские рынки, АМКУ требует более тщательного и всестороннего экономического анализа рыночной информации и ожидаемых последствий концентрации. Изменения к Положению можно подытожить следующим образом:

  • Анализ рынков. АМКУ существенно изменил позицию в отношении анализа рынков. Теперь более глубокий экономический анализ задействованных рынков будет требоваться только в тех случаях, когда концентрация может иметь влияние на конкуренцию в Украине. В частности, заявители обязаны подавать детальную рыночную информацию, включая анализ структуры рынка, рыночные доли конкурентов, информацию об экспорте и импорте, описание каналов сбыта, детальное описание структуры предложения и спроса, рыночные барьеры, информацию о поставщиках и потребителях и т.д. Наиболее существенным изменением по сравнению с раннее задействованной процедурой является то, что анализ рынка ограничивается только задействованными рынками. Иначе говоря, больше не нужно предоставлять подробную информацию о товарных рынках, не задействованных в данной концентрации.
  • Корпоративная информация. АМКУ отменил требование о предоставлении корпоративной информации, не имеющей отношения к анализу рынка, включая исчерпывающий список компаний, связанных отношениями контроля, информацию о должностных лицах и т.д., и будет уделять больше внимания раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках участников концентрации.
  • Документы. АМКУ отменил требование о предоставлении ряда документов для определённых видов трансакций, например, уставы и электронные базы данных. Вместе с тем все материалы заявления также должны подаваться в АМКУ в электронной форме.

Каких ещё изменений ожидать?

Реформа в сфере контроля за концентрациями чётко продемонстрировала намерения Украины привести существующий режим контроля за концентрациями в соответствии с лучшими практиками европейский стран. Повышение пороговых показателей и упрощение процедуры подачи заявления позволят АМКУ эффективно выполнять поставленные задачи, направленные на контроль за рынками и уменьшение излишнего внимания к концентрациям, никоим образом не влияющих на конкуренцию в Украине.

Последние законодательные и регуляторные изменения демонстрируют значительные улучшения по сравнению с предыдущей процедурой контроля за концентрациями в Украине, которая оставалась неизменной на протяжении более, чем десяти лет. Ожидается, что АМКУ приведёт в соответствие с уже измененными другие подзаконные акты, в целях достижения синергии и эффективности при рассмотрении заявлений и проведении расследований. В частности, порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства об экономической конкуренции требует определённых улучшений. Текущие процедурные правила позволяют АМКУ проводить расследования на протяжении срока, который он сочтёт необходимым, и не ограничивает представителей АМКУ какими-либо сроками. Более того, процессуальные права сторон в процессе должны быть расширены и прописаны более тщательно. Не были изменены во время первого этапа реформ и подзаконные акты АМКУ, регулирующие рассмотрение заявлений на согласованные действия, в том числе положение о согласованных действиях. В этой сфере АМКУ продолжает применять формальные требования и низкие финансовые пороговые показатели, которые должны быть пересмотрены на следующем этапе реформ.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к Владимиру Саенко или Максиму Назаренко.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше