close
МЕНЮ

Новости

Ключевые контакты
24 апреля 2017

Новости банковского и финансового законодательства Украины. Март — апрель 2017

Национальный банк Украины разрешил возврат дивидендов за 2016 год, досрочное погашение некоторых кредитов от нерезидентов и уменьшил долю валютной выручки, подлежащей обязательной продаже

Вслед за прошлогодним разрешением на возврат дивидендов за 2014 и 2015 года, 13 апреля 2017 года Национальный банк Украины (НБУ) разрешил иностранным инвесторам возвращать также те дивиденды, которые были начислены за 2016 год. Тем не менее, остается в силе запрет на возврат любых начисленных дивидендов за другие года. Для того, чтобы сдержать оживление спроса на иностранную валюту, НБУ сохранил и определенным образом модифицировал месячный лимит суммы дивидендов, которую можно конвертировать в иностранную валюту для дальнейшей репатриации. Теперь такой лимит составляет 5 миллионов долларов США (или эквивалент этой суммы в другой валюте) в месяц.

Также НБУ разрешил украинским банкам досрочно погашать (как добровольно, так и по требованию кредитодателя) полученные от нерезидентов кредиты, если:

  • кредитором является иностранный банк с рейтингом не ниже «A-», подтвержденным рейтинговым агентством Fitch или S&P, или же с рейтингом не ниже «A3», подтвержденным рейтинговым агентством Moody’s; или
  • такие кредиты финансируются за счет выпуска долговых ценных бумаг за пределами Украины (то есть с использованием структуры, при которой для финансирования кредита выпускаются еврооблигации).

Кроме того, начиная с 5 апреля 2017 года НБУ снизил с 65% до 50% долю поступлений в иностранной валюте, которая подлежит обязательной продаже.

НБУ упрощает процедуру продажи нерезидентам прав требования по кредитам

НБУ урегулировал ряд проблем, связанных с кредитами в иностранной валюте от нерезидентов, упростив с 10 апреля 2017 года порядок регистрации таких кредитов.

Урегулированы проблемы отсутствия сотрудничества заемщиков

Ранее правила валютного регулирования Украины требовали регистрации в НБУ всех изменений, вносимых в кредиты в иностранной валюте от нерезидентов, которые связанные с заменой кредитора (в частности, путем уступки прав, правопреемства и т.д.). Отсутствие регистрации таких изменений в НБУ запрещало заемщику осуществлять платежи новому кредитору. Кроме того, продажа украинским банком кредита, предоставленного украинскому заемщику, нерезиденту-покупателю без регистрации в НБУ фактически не имела юридической силы, а значит, без регистрации полностью блокировалась вся транзакция. Согласно правилам, которые существовали ранее, только украинский заемщик был вправе обращаться в обслуживающий банк для осуществления регистрации в НБУ. Если такой заемщик не желал сотрудничать, то продажа прав требования по кредиту становилась проблемной операцией и требовала либо дополнительного структурирования, либо обращения в суд с требованием обязать заемщика осуществить регистрацию.

НБУ урегулировал указанную выше проблему, предоставив кредиторам возможность с 10 апреля 2017 года обращаться с заявлением о регистрации без привлечения заемщика.

Для того, чтобы использовать такую ​​возможность при уступке кредита существующим кредитором-нерезидентом новому кредитору-нерезиденту, каждый из них будет обязан пройти процедуру «знай своего клиента» в украинском банке, который обслуживает такой кредит. После завершения указанной процедуры украинский обслуживающий банк подаст документы по соответствующей транзакции в НБУ и внесет необходимую для регистрации информацию в реестр НБУ.

В случае уступки украинским банком кредита, предоставленного украинскому заемщику, в пользу кредитора-нерезидента, такой украинский банк теперь вправе сам подать документы для регистрации кредитного договора в НБУ.

После подачи документов НБУ предоставляется до 30 календарных дней плюс 7 рабочих дней для анализа предоставленных документов и подтверждения регистрации либо отказа в ее проведении.

Еще одна проблема, которая имела значение, в частности, в договорах между украинскими банками и нерезидентами, касалась процентных ставок по кредитным договорам украинских банков с украинскими заемщиками. Указанные процентные ставки обычно были выше, чем максимальная процентная ставка, установленная НБУ для кредитов в иностранной валюте от нерезидентов. С 10 апреля 2017 года НБУ установил четкое правило для целей таких ситуаций при регистрации кредитных договоров: нерезидент ‑ новый кредитор может в одностороннем порядке отказаться от начисления части либо же всех процентов и/или других платежей, превышающих максимальную процентную ставку, установленную НБУ.

Урегулированы проблемы, связанные с продажей просроченных кредитов

До недавнего времени порядок регистрации в НБУ кредитов в иностранной валюте от нерезидентов был недостаточно урегулирован в части продажи кредитов, которые не обслуживаются заемщиками. Ситуацию усугубляло отсутствие в НБУ установленной институциональной практики по этому аспекту. В связи с этим покупателей просроченных кредитов, предоставленных украинскими банками украинским заемщикам, обычно предупреждали о том, что процесс регистрация не будет простым, возможны задержки и ряд неопределенностей.

С 10 апреля 2017 года НБУ урегулировал две важнейшие проблемы, связанные с вышеупомянутыми просроченными кредитами, а именно:

  • ввел четкое правило, что максимальная процентная ставка не применяется к выплатам за пользование кредитом в сумме просроченных до момента регистрации платежей, права требования по которым переходят к нерезиденту-кредитору; и
  • отменил требование указывать конкретные даты осуществления будущих платежей по просроченным кредитам.

И хотя некоторые проблемы, связанные с просроченными кредитами, остались урегулированными не четко (например, до сих пор не вполне понятно, как вычислять срок кредита для определения применимой максимальной процентной ставки по платежам, которые будут осуществляться после момента регистрации), изменения, представленные НБУ, бесспорно являются шагом вперед к улучшению регулирования инвестирования в проблемную задолженность.

Новации в регулировании банковских счетов

23 марта 2017 года Верховная Рада Украины приняла проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах № 2302a-д. Помимо установления в акционерных обществах процедур обязательной продажи акций по требованию лица, являющегося владельцем доминирующего контрольного пакета («squeeze-out»), и обязательного приобретения лицом, являющимся владельцем доминирующего контрольного пакета, акций по требованию акционеров («sell-out»), законопроект также вводит счета условного хранения (эскроу) в Украине и новые правила залога/обременения банковских счетов.

Счета условного хранения (эскроу)

Счета условного хранения (эскроу) широко используются в иностранных юрисдикциях для снижения риска контрагентов, а механизм счета условного хранения (эскроу) является аналогом документарного аккредитива. Договор счета условного хранения (эскроу) предусматривает открытие банком особого счета в пользу клиента (например, покупателя товаров или активов) и осуществления перевода средств с такого счета в пользу бенефициара (например, продавца) при условии предоставления последним определенных документов (например, подтверждение отправки товара продавцом/бенефициаром или подтверждение регистрации права собственности покупателя на актив).

Цель договора счета условного хранения (эскроу) заключается в том, чтобы сбалансировать права и интересы сторон, полагаясь на услуги агента условного хранения (банка), которому такие стороны доверяют. Стороной договора счета условного хранения (эскроу), кроме банка и владельца такого счета, также может быть и бенефициар. В случае если бенефициар не является стороной такого договора, то для внесения любых изменений в договор, влияющих на права бенефициара, стороны должны предварительно получить согласие последнего на такие изменения. В договоре счета условного хранения (эскроу) можно будет также определить обстоятельства, при которых средства, размещенные на таком счете, могут быть возвращены владельцу счета (например, в случае непредставления бенефициаром банку необходимых документов в установленный срок). Еще одним преимуществом является то, что средства, размещенные на счете условного хранения (эскроу), защищены от требований кредиторов владельца счета, банка и бенефициара.

Обременение банковских счетов

В настоящее время взыскание средств с банковских счетов, права по которым обременены, затруднено из-за ряда несоответствий в украинском законодательстве. Законопроект устраняет такие несоответствия и вводит новые правила, гарантирующие сторонам договора обеспечения больше свободы для структурирования и регулирования их взаимоотношений. Также законопроект устанавливает ответственность банка, где открыт счет, права по которому обременены, в случае если банк был надлежащим образом уведомлен об обременении.

В частности, стороны договора залога/обременения смогут установить минимальный остаток на счету, и в таком случае владелец счета (залогодатель) не сможет инициировать банковскую операцию, в результате которой баланс счета, права по которому обременены, станет меньше согласованного минимального остатка. Кроме того, для внесения любых изменений в договор банковского счета (сторонами которого обычно являются только обслуживающий банк и владелец счета (залогодатель), которые будут влиять на права кредитора (обременителя), потребуется предварительное согласие последнего. Если это будет предусмотрено договором залога/обременения, кредитор (обременитель) также сможет получать информацию об остатке и операциях по счету, права по которому обременены, в том числе, информацию, составляющую банковскую тайну.

Банк, в котором открыт счет, должен быть уведомленным об основных условиях договора залога/обременения после заключения указанного договора (банк также может быть стороной такого договора, однако это необязательно). После получения уведомления банк может нести ответственность перед кредитором, например, за проведение операции, которая запрещена договором залога/обременения.

Вступление в силу

Законопроект вступит в силу после его подписания Президентом Украины и официального опубликования. Кроме того, поскольку открытие и ведение счетов детально регулируется НБУ, вполне вероятно, что оба нововведения начнут эффективно действовать только после внесения изменений в соответствующие подзаконные акты НБУ.

Санкции в отношении ряда банков с российский капиталом

15 марта 2017 года Совет национальной безопасности и обороны Украины по предложению НБУ ввел санкции относительно ряда украинских банков с российским капиталом (далее –  Санкционные банки), а именно:

  • ПАО «СБЕРБАНК»;
  • ПАО «ВиЭс Банк»;
  • ПАО «Проминвестбанк»;
  • ПАО «ВТБ БАНК»; и
  • ПАО «БМ Банк».

Санкции были введены в форме предотвращения вывода капиталов за пределы Украины в пользу связанных с банками лиц.

Запрещенные операции

Постановлением НБУ об обеспечении реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) (далее – Постановление о реализации санкций), которое детально описывает содержание санкций, устанавливается запрет для каждого Санкционного банку осуществлять любые операции в пользу связанных с банком лиц, если:

  • операция предусматривает перевод средств за пределы Украины; или
  • в результате операции возможен вывод капитала Санкционного банка за пределы Украины.

Кроме того, Постановление о реализации санкций устанавливает неисчерпывающий перечень конкретных запрещённых операций Санкционных банков в пользу связанных лиц (при условии, что они попадают под общие критерии, указанные в предыдущем абзаце), а именно:

  • прямое и/или опосредованное осуществление активных операций (предоставление кредитов, размещение депозитов, приобретение ценных бумаг, размещение средств на корреспондентских счетах и т.п.);
  • выплата дивидендов;
  • выплата процентов;
  • возврат межбанковских кредитов/депозитов;
  • возврат субординированного долга;
  • возврат средств с корреспондентских счетов;
  • распределение прибыли; и
  • распределение капитала.

Лица, на которых распространяются ограничения

Хотя санкции были введены только в отношении Санкционных банков, ограничения могут негативно повлиять также на некоторые операции клиентов таких банков, и, вероятно, на некоторые операции других украинских банков.

В частности, Постановление о реализации санкций предусматривает запрет на проведение Санкционными банками клиентских операций, если такие операции попадают под ограничения, описанные в предыдущем разделе. Постановление о реализации санкций является несколько неоднозначным, однако его толкование позволяет предположить, что любому физическому и юридическому лицу будет запрещено осуществлять перевод средств за пределы Украины через Санкционный банк в пользу связанного с таким Санкционным банком лица.

Постановление о реализации санкций также запрещает всем украинским банкам осуществлять любые операции, которые направлены на обход либо могут способствовать обходу ограничений, установленных санкциями, а также нарушают или способствуют нарушению таких ограничений. Потенциально это ставит под угрозу любую операцию, которая осуществляется через украинские банки, к которым не применяются санкции, в пользу лиц, связанных с Санкионными банками.

Определение связанных лиц

Ограничения применяются к платежам за пределы Украины, которые осуществляются в пользу лиц, связанных с Санкионными банками.

Связанность лица с банком определяется в соответствии с объективными критериями, установленными законом, либо на основании широкого перечня специальных критериев, установленных подзаконным актом НБУ.

К первой категории, среди прочих, относятся:

  • владельцы существенного участия в Санкционных банках (то есть лица, которые прямо или опосредованно владеют (в том числе совместно с другими лицами) десятью и более процентами акций или прав голоса или имеют значительное влияние на управление или деятельность Санкционного банка);
  • любые лица, в которых владельцы существенного участия в Санкционных банках также имеют существенное участие («лица, находящиеся под общим влиянием»);
  • любые другие владельцы существенного участия в лицах, находящихся под общим влиянием; и
  • любые юридические лица, в которых связанное с Санкционным банком лицо (i) обладает существенным участием либо (ii) является руководителем.

В случае если у НБУ есть основания полагать, что лицо осуществляет операцию в интересах или под влиянием одного из вышеупомянутых связанных лиц, НБУ вправе признать такое лицо связанным с Санкционным банком на основании ряда широко сформулированных специальных критериев, установленных подзаконным актом НБУ. Указанные критерии включают, в частности, наличие общего юридического советника, поставщиков услуг или наличие необоснованно сложной корпоративной структуры.

Практические последствия

Учитывая изложенные выше соображения, операции, на которые влияют санкции, могут включать такие операции по перечислению средств за пределы Украины:

  • операции Санкционных банков в пользу их материнских компаний и других связанных лиц, в том числе, членов банковских групп Санкционных банков, других субъектов, контролируемых российским правительством и т.д.;
  • операции клиентов Санкционных банков в пользу связанных с Санкционными банками лиц также оказываются под угрозой (хотя позиция НБУ в этом отношении недостаточно ясна). Такими клиентами, в частности, являются члены украинских групп Санкционных банков, ведущих свои счета в таких банках, и чьи платежи в пользу лиц, связанных с Санкционными банками, также могут быть заблокированы; и
  • операции, осуществляемые через любые украинские банки в пользу лиц, связанных с Санкционными банками, также являются потенциально рискованными, поскольку они могут быть рассмотрены, как такие, которые направлены на обход либо способствуют обходу санкций.

Для получения более подробной информации обращайтесь, пожалуйста, к Назару Чернявскому, Антону Коробейникову или Александру Ольшанскому.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше