close

Новости

Ключевые контакты
31 августа 2017

Новости практики международной торговли. Май — август 2017

НОВОСТИ ВТО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИНИЦИИРОВАЛА СПОР ПРОТИВ УКРАИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО РЯДА МЕР, КАСАЮЩИХСЯ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ

19 мая 2017 года Российская Федерация инициировала спор на проведение консультаций с Украиной в рамках ВТО в отношении ряда мер, касающихся торговли товарами и услугами, а также транзита товаров. Согласно документу|1|, направленному в Секретариат ВТО, Российская Федерация намерена оспорить ряд мер, введенных украинским правительством начиная с 2014 года. Перечень включает в себя запрет импорта некоторых сельскохозяйственных (мясо, рыба, молочные продукты, сладости, алкогольные напитки, сигареты и т.д.) и промышленных продуктов, который был введен в ответ на запрет импорта некоторых украинских товаров в Российскую Федерацию; меры, касающиеся импорта и получения разрешений для печатной продукции (печатные издания и т.д.); ограничения на распространение и прокат некоторых фильмов, сериалов и телевизионных программ, произведенных в Российской Федерации; налоговый режим в отношении автомобилей изготовленных в России, ограничения и запрет движения капитала, а также участия в приватизационных процессах для некоторых российских компаний, банковских и финансовых учреждений; ограничения, касающиеся аккредитации некоторых российских журналистов и представителей; а также другие персональные специальные экономические ограничительные меры.

Данный спор будет иметь существенное значение не только для будущего украинско-российских торговых отношений, но и для всего механизма урегулирования споров в рамках ВТО. Во-первых, данное дело только добавит работы и без того чрезвычайно занятому органу по урегулированию споров ВТО|2|. Во-вторых, спор может пролить свет на интерпретацию некоторых положений права ВТО, которые до этого никогда не рассматривались третейскими группами или Апелляционным Органом ВТО (хотя несколько третейских групп в рамках старой системы ГАТТ имели дело со статьей XXI ГАТТ 1947). Речь идет о положении об исключениях из соображений безопасности, которое теоретически может быть использовано Украиной.

Справка: начав данные консультации, Российская Федерация сравняла счет споров с Украиной в рамках ВТО, который теперь 2:2. Другой российский иск касается украинских антидемпинговых мер в отношении аммиачной селитры (DS 493). Украина же оспаривает определенные российские меры в отношении импорта железнодорожной продукции и ее составляющих компонентов (DS 499), а также транзита товаров через территорию Российской Федерации (DS 512).

УКРАИНА ОСТАВИЛА ЗА СОБОЙ ПРАВО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СОБСТВЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УСТУПОК В ТЕЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕХ ЛЕТ

Секретариат ВТО распространил соответствующее уведомление в конце апреля 2017 года.|3| Такое право было зарезервировано в соответствии со статьей XXVIII: 5 ГАТТ 1994 и указанный трехлетний период начнется с 1 января 2018 года. Как отмечает представительство государства, несмотря на положительные эффекты в результате присоединения к ВТО, социально-экономическая ситуация в стране резко менялась с 2014 года, в основном из-за аннексии Крыма и вооруженного конфликта на востоке Украины, которые привели к сокращению производства в отдельных секторах промышленности, девальвации гривны, а также ряду других неблагоприятных экономических последствий.|4|

Справка:с момента присоединения Украины к ВТО в 2008 году, страна уже дважды до этого оставляла за собой право пересмотра ставок ввозных пошлин. В 2012 году, Украина намеревалась провести соответствующий пересмотр в отношении 371 продукта, однако решила не воплощать свой замысел после резкой критики других членов ВТО. Украина также оставляла за собой право соответствующего пересмотра на период 2015 – 2017 годов, однако не осуществляла никаких дальнейших мер в этом направлении. Кроме того, в 2014 году Верховная Рада Украины ввела в действие дополнительные ставки ввозной пошлины в размере 5% и 10% на все продукты, кроме жизненно необходимых. Эта мера была введена для улучшения платежного баланса Украины, и была отменена с 1 января 2016 года.|5|

ЧЛЕНЫ ВТО ПРОВЕЛИ ОБЗОР ЗСТ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕС

В рамках необходимости углубления понимания взаимодействия норм соглашения о зоне свободной торговли (далее – ЗСТ) между Украиной и ЕС с нормами права ВТО, а также потенциальных последствий такого взаимодействия, члены ВТО во время встречи 29 июня 2017 года, кроме прочего, провели обзор упомянутой ЗСТ.

Положения Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (далее – ГВЗСТ) между Украиной и ЕС временно применяются сторонами начиная с января 2016 года и полностью вступают в силу 1 сентября 2017 года. Некоторые члены ВТО позитивно восприняли украинские реформы в сфере торговли. Во время обзора делегации разных стран имели возможность задавать вопросы сторонам ГВЗСТ по отдельным разделам и положениям соглашения. Большинство вопросов было получено от делегации Российской Федерации. Вопросы касались технических барьеров, защитных механизмов, регуляторных аспектов и гармонизации законодательства.|6|

Украина отметила, что ГВЗСТ является «мощнейшим инструментом для поддержания своей экономики и обеспечения существенной либерализации торговли и привлечения инвестиций».|7|

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ И ОТМЕНА БАРЬЕРОВ

ЗСТ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И КАНАДОЙ ВСТУПИЛА В СИЛУ

Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Канадой вступило в силу 1 августа 2017 года. Для украинских экспортеров соглашением предусмотрено беспошлинный доступ к 98% канадского рынка. В то же время, стороны договорились об асимметричной имплементации, а это означает, что для Украины установлен переходный период для полного выполнения своих обязательств. По данным Министерства экономического развития и торговли Украины, в результате действия соглашения о ЗСТ приток прямых иностранных инвестиций в Украину увеличится примерно на 36 млн. долларов США в течение следующих трех лет.|8|

СОГЛАШЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕС ВСТУПАЕТ В СИЛУ 1 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА

11 июля 2017 года, накануне ежегодного саммита Украина-ЕС, Совет ЕС принял решение о завершении процедуры заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Решение было принято по результатам ратификации Соглашения Нидерландами в конце мая 2017 года, и поставило точку в затяжном политическом процессе, который начался с блокирования Соглашения нидерландскими гражданами во время референдума в апреле 2016 года. Решение Совета ЕС позволит полностью осуществить имплементацию Соглашения об ассоциации, включая часть, касающуюся ГВЗСТ, начиная с 1 сентября 2017 года. Временное применение положений ГВЗСТ на протяжении более года привело к росту торговли между сторонами на 10%. Ожидается, что полная имплементация приведет к еще большим экономическим преимуществам, прежде всего благодаря сотрудничеству в сферах налогообложения, управления финансами, науки и технологий.|9|

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПРЕДОСТАВИЛ УКРАИНЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

17 июля 2017 года Совет Европейского Союза поддержал предложение Еврокомиссии и принял решение о предоставлении дополнительных торговых преференций украинским экспортерам. Суть предоставленных преимуществ заключаться в (1) дополнительных ежегодных беспошлинных квотах для некоторых сельскохозяйственных продуктов (мед — 2500 тонн, переработанные томаты — 3000 тонн, виноградный сок — 500 тонн, овес — 4000 тонн, пшеница — 65000 тонн, кукуруза — 625000 тонн, ячмень – 325000 тонн, а также крупы и гранулы некоторых зерновых — 7800 тонн) и (2) полной отмене пошлин в отношении некоторых промышленных товаров (удобрения, красители, пигменты и прочие красящие вещества, обувь, медь, алюминий, а также телевизионное и звукозаписывающее оборудование).|10|

По словам Торгового представителя Украины, «Решение Совета ЕС будет способствовать улучшению доступа украинских экспортеров к европейскому рынку».|11| Украинские производители смогут воспользоваться указанными преимуществами начиная с октября 2017 года.

УКРАИНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ РАТИФИЦИРОВАЛ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ УКРАИНЫ И ХОРВАТИИ

17 мая 2017 года украинский парламент ратифицировал Соглашение об экономическом сотрудничестве между Правительством Украины и Правительством Хорватии. Во время презентации Соглашения в Верховной Раде, Торговый представитель Украины отметила ее важность и подчеркнула, что экспорт товаров и услуг в Хорватию вырос почти вдвое по сравнению с прошлым годом и достиг 40,8 миллионов долларов США.|12|

Главной целью соглашения является усиление экономического сотрудничества между странами. Для этого Соглашением предусмотрено улучшение правовой базы работы Совместной комиссии по вопросам экономического сотрудничества, совершенствование процедур и механизмов такого сотрудничества, а также внедрение процедур эффективного выявления и решения торговых и других экономических вопросов.

МЕРЫ ТОРГОВОЙ ЗАЩИТЫ

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ НАЧАЛА ПЕРЕСМОТР АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ УКРАИНСКОГО МЕТАЛЛОПРОКАТА В СВЯЗИ С ОКОНЧАНИЕМ СРОКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

4 июля 2017 Европейская Комиссия опубликовала Уведомление о начале пересмотра антидемпинговых мер относительно импорта некоторых видов бесшовных труб, а также стальных и железных труб происхождением из Российской Федерации и Украины в связи с окончанием срока их применения.|13| Согласно уведомлению, Комиссия будет пересматривать меры, которые были введены в действие еще в 2012 году и срок применения которых истекал 5 июля 2017 года.

В течении периода действия антидемпинговых мер, к украинским производителям применялись следующие ставки антидемпинговой пошлины: ОАО «Днепропетровский трубный завод» — 12,3%, ОАО «Никопольский завод бесшовных труб», ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод» — 13,8% ЗАО «Никопольский завод стальных труб ЮтиСТ», остальные компании — 25,7%.

Запрос о пересмотре был направлен Комитетом защиты производителей бесшовных стальных труб Европейского Союза еще в марте 2017 года. Расследование должно закончиться в течении 15 месяцев с даты опубликования Уведомления, то есть не позднее, чем в начале октября 2018 года. Согласно антидемпинговому законодательству ЕС, меры будут продолжать действовать в течении проведения пересмотра.|14|

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ НАЧАЛА АНТИДЕМПИНГОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ИМПОРТА ФЕРРОСИЛИЦИЯ ИЗ УКРАИНЫ И ЕГИПТА

2 августа 2017 года Европейская Комиссия обнародовала Уведомление о начале антидемпингового расследования относительно импорта ферросилиция происхождением из Украины и Египта.|15| Расследование инициировано на основе жалобы «Euroalliages», представляющего производителей ЕС, а именно «Ferropem», «Ferroatlántica SL», «OFZ» и «Huta Laziska SA», которые вместе составляют более 90% производства ферросилиция в Евросоюзе. Предметом расследования является ферросилиций — ферросплав, содержащий от 20% до 96% кремния и от 4% железа, который классифицируется по кодам товарной номенклатуры ЕС 7202 21 00, 7202 29 10 и 7202 29 90. Основанием для подозрения в наличии факта демпинга импорта из Украины стало сравнение нормальной стоимости, установленной на основе украинских цен, опубликованных в отраслевых публикациях, с экспортной ценой продукции в ЕС. Расследование покроет период с 1 июля 2016 по 30 июня 2017 года.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СОБИРАЕТСЯ ВВЕСТИ ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ АНТИДЕМПИНГОВУЮ ПОШЛИНУ НА УКРАИНСКИЕ ГОРЯЧЕКАТАНЫЕ СТАЛЬНЫЕ УГОЛКИ

4 июля 2017 года Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии обнародовал Доклад о результатах антидемпингового расследования в отношении стальных горячекатаных уголков происхождением из Украины.|16| Согласно докладу, Департамент установил факт наличия демпинга, ущерба, причиненного экономике Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и причинно-следственную связь между этими фактами, и рекомендовал применение окончательных антидемпинговых мер относительно стальных горячекатаных уголков, происхождением из Украины и классифицируемых по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 7216 21000 0, 7216 40 100 0, 7216 50 100 0, 7216 50 990 0 и 7228 70 100 0. Департамент рекомендовал применение следующих ставок антидемпинговых пошлин: к продукции ЗАО «Енакиевский металлургический завод» и ЗАО «Металлургический комбинат «Азовсталь» – 37,89%; для всех остальных производителей – 37,89%. Теперь, в соответствии с Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран (Приложение 8 к Договору о ЕАЭС|17|), Комиссия Евразийского экономического союза должна принять окончательное решение.

Справка:Предварительную антидемпинговую пошлину в отношении указанной продукции сроком на 4 месяца начиная с 11 июня 2017 года введено Решением Комиссии ЕАЭС №53 от 11 мая 2017 года.|18| Кроме того, согласно уведомлению Департамента защиты внутреннего рынка от 4 августа 2017 года,|19| срок расследования продлен до 10 октября 2017 года.

УКРАИНА ВОЗОБНОВИЛА ПРИМЕНЕНИЕ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

После просмотра ситуации с поставками азотных удобрений украинским производителям сельскохозяйственной продукции, а также информации о прекращении применения антидемпинговых мер в отношении импорта определенных видов азотных удобрений из Российской Федерации, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о неоправданности отмены таких мер и возобновила их действие. Согласно уведомлению|20|, Комиссия подтвердила факт демпинга и ущерба, причиненного украинским производителям, а также причинно-следственную связь между ними, и установила ставку окончательной антидемпинговой пошлины на уровне 31,84%.

Решение было принято 18 мая и вступило в силу 22 мая 2017 года.

УКРАИНА ВВЕЛА АНТИДЕМПИНГОВУЮ ПОШЛИНУ НА РОССИЙСКИЙ ШОКОЛАД

20 мая 2017 года Межведомственная комиссия по международной торговле опубликовала Уведомление|21| о применении антидемпинговых мер в отношении импорта определенных видов шоколада и других продуктов с содержанием какао происхождением из Российской Федерации. Как отмечается в документе, Комиссия провела расследование за период 2015 года и установила наличие демпинга импорта некоторых видов шоколада и готовых пищевых продуктов с содержанием какао (классифицируемых по кодам УКТВЭД 1806 31 00 00, 1806 90 11 00, 1806 90 19 00 и 1806 90 50 00), который наносил вред национальным производителям. В частности, это привело к падению уровня национального производства (на 7,63%), уровня продаж на внутреннем рынке (на 20,85%), снижению доходности от продаж на внутреннем рынке (на 26,42%) и другим негативным последствиям.

Комиссия приняла решение о применении окончательной антидемпинговой пошлины в размере 31,33% сроком на 5 лет. Решение вступило в силу 20 июня 2017, через 30 дней после его опубликования.

УКРАИНА НАЧАЛА СПЕЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ИМПОРТА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ И ОЛЕУМА

Соответствующее Уведомление|22| было опубликовано 10 августа 2017 года. Основанием для начала расследования стала жалоба Государственного предприятия «Восточный горно-обогатительный комбинат», открытого акционерного общества «Сумыхимпром», общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Заря» и общества с ограниченной ответственностью «Первое химическое объединение». Предметом рассмотрения является серная кислота и олеум (классифицируемие по коду УКТВЭД 2807 0000 00), импортируемые в Украину независимо от страны происхождения. В жалобе отмечается, что импорт данного товара в 2015 и 2016 годах по сравнению с 2014 годом вырос на 80% и 200% соответственно. В то же время, экономические показатели эффективности национальных производителей в указанный период уменьшились, а продажа импортной продукции осуществлялась по ценам ниже цен и себестоимости производства украинских компаний.

У заинтересованных сторон есть 30 дней с даты публикации Уведомления для регистрации в расследовании и 45 дней с даты публикации для предоставления письменных объяснений и комментариев.

ДРУГИЕ НОВОСТИ ТОРГОВЛИ

УКРАИНА СОЗДАЛА СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

4 июля 2017 года Кабинет Министров Украины принял решение о создании Совета по международной торговле (далее – СМО). Ожидается, что СМО будет работать как единая платформа для координации развития международной торговли в Украине. Совет создан в качестве совещательного органа, задачей которого является обеспечение взаимодействия и сотрудничества правительства и бизнеса в вопросах упрощения таможенных процедур, продвижения экспорта, разработки и имплементации стратегий и программ по международной торговле, а также совершенствования законодательства в сфере таможенного регулирования и торговой защиты. Совет возглавит первый вице-премьер-министр — министр экономического развития и торговли Украины, а его заместителем станет заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины.|23|

УКРАИНА ПРОДЛИЛА СРОК ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПОРТНОЙ ПОШЛИНЫ НА МЕТАЛЛОЛОМ

Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменения в раздел II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке»|24|, которым продлила применения экспортной пошлины на лом черных металлов в размере 30 евро за тонну еще на год. Согласно прошлой редакции закона, применение пошлины должно было закончиться в сентябре этого года, однако мера продолжит действовать до 15 сентября 2018 года.


|1|https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=236627&CurrentCatalogueIdIndex=0&FullTextHash=&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=True&HasSpanishRecord=True

|2|http://www.reuters.com/article/us-wto-disputes-idUSKBN18Z2K1

|3|https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=235858,235843,235826,235862,235850,235856,235842,235838,235847,235855&CurrentCatalogueIdIndex=6&FullTextHash=371857150&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=True&HasSpanishRecord=True

|4|http://interfax.com.ua/news/economic/419379.html

|5|http://interfax.com.ua/news/economic/419379.html

|6|https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=237511,236779,235686,227587,227009,226225,125600&CurrentCatalogueIdIndex=1&FullTextHash=&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=True&HasSpanishRecord=True

|7|https://www.wto.org/english/news_e/news17_e/rta_03jul17_e.htm

|8|http://me.gov.ua/News/Detail?lang=uk-UA&id=44310b82-4d20-4f7c-aea7-ba6b67589d40&title=NabulaChinnostiUgodaProVilnuTorgivliuZKanadoiu

|9|http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/07/11-ukraine-association-agreement/

|10|http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/06/28-ukraine-trade-preferences/

|11|http://me.gov.ua/News/Detail?lang=uk-UA&id=2656f6f2-07d7-4b3b-8d77-de4582abc315&title=RadasSkhvalilaNadanniaDodatkovikhTorgovelnikhPreferentsiiDliaUkraini

|12|http://me.gov.ua/News/Detail?lang=uk-UA&id=9632efc6-68ab-4663-8d49-bd089b106eec&title=VerkhovnaRadaUkrainiRatifikuvalaUgoduProEkonomichneSpivrobitnitstvoMizhUriadomUkrainiTaUriadomKhorvatii

|13|http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2017/july/tradoc_155692.init-expR.en.C214-2017.pdf

|14|http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2016/june/tradoc_154702.en.L176-2016.pdf

|15|http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.2017.251.01.0005.01.ENG&toc=OJ:C:2017:251:TOC

|16|http://eec.eaeunion.org/ru/act/trade/podm/investigations/PublicDocuments/AD22_report_final.pdf

|17|https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0013611/itia_05062014_doc.pdf

|18|https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01113873/clcd_12052017_53_doc.pdf

|19|http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/investigations/PublicDocuments/AD22_notice_ext.pdf

|20|https://ukurier.gov.ua/uk/articles/mizhvidomcha-komisiya-z-mizhnarodnoyi-200520173/

|21|https://ukurier.gov.ua/uk/articles/mizhvidomcha-komisiya-z-mizhnarodnoyi-torgivli1905/

|22|https://ukurier.gov.ua/uk/articles/mizhvidomcha-komisiya-z-mizhnarodnoyi-torgivli10_0/

|23|http://www.eurointegration.com.ua/news/2017/07/4/7068047/

|24|http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2142-19/paran5#n5

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше