close

Новости

26 июня 2012

Антимонопольный комитет Украины заявил о своем намерении накладывать максимальные штрафы за закрытие M&A сделок без его разрешения

18 июня 2012 года Антимонопольный комитет Украины (далее — АМКУ) опубликовал на своей веб-странице, что, начиная с 1 июля 2012 года, он будет накладывать максимальные штрафы за совершение концентраций без получения предварительного разрешения (до 5% совокупного годового дохода группы компаний). Несмотря на то, что на следующий день пресс-служба АМКУ удалила со своей веб-страницы данное уведомление, значительное увеличение размеров штрафов является текущей тенденцией в деятельности АМКУ.

Постепенное увеличение суммы штрафов за закрытие концентраций без разрешения было заметно уже в декабре 2011 года, когда на крупную транснациональную компанию, несмотря на добровольное информирование АМКУ о закрытии сделки без предварительного разрешения на концентрацию, был наложен штраф, размер которого в три раза превышал максимальную сумму штрафа, когда-либо наложенного АМКУ за такое нарушение (по нашим данным сумма штрафа составила примерно 600 тысяч грн., хотя АМКУ не делал никаких публичных заявлений, подтверждающих сумму штрафа). Исходя из неофициального общения с сотрудниками АМКУ, мы можем сделать вывод, что повышение штрафов касается как сделок с участием украинских компаний, так и неукраинских (трансграничных) сделок, при совершении которых получение разрешения АМКУ на концентрацию иногда носит технический характер.

Данная тенденция в  политике АМКУ была подтверждена прецедентом, случившимся неделю назад, когда АМКУ наложил два штрафа за подачу недостоверной информации в отношении двух отдельных заявлений на концентрацию. Штрафы были значительно выше, чем можно было предполагать, исходя из предыдущей практики АМКУ (приблизительно 40 тысяч грн. и 60 тысяч грн.). Ситуация усугубляется еще и тем, что штрафы были наложены без запроса о дополнительной информации со стороны АМКУ с целью подтверждения содержания документов и обоснования проверки предоставленной информации. Данный случай идет вразрез с прежней практикой, когда за подобные нарушения накладывались минимальные штрафы, и только в случаях, если недостоверная информация подавалась в ответ на официальный запрос АМКУ. Таким образом, теперь АМКУ может наложить штраф за предоставление информации, которая не соответствует уже имеющейся в его распоряжении. Это, несомненно, указывает на изменения в политике АМКУ, и означает, что компании впредь должны внимательней относиться к информации, подготовленной для подачи, в том числе проверять ее на соответствие поданной ранее информации.

На данный момент остались два вида нарушений конкурентного законодательства (закрытие концентраций без разрешения и подача недостоверной информации), сумма штрафов за которые еще не превысили планку в 1 миллион грн. При этом штрафы за другие нарушения, например, недобросовестную конкуренцию, картельные сговоры, злоупотребление монопольным положением, достигают сотен миллионов гривен. Так, в мае 2012 года АМКУ наложил штраф в размере приблизительно 200 миллионов грн. на Укрспирт, государственную компанию-производителя спирта, за установление экономически необоснованных цен. А уже в июне 2012 года штраф в размере 420 миллионов грн. был наложен на Мебельдеревпром, промышленное объединение компаний-производителей деревянной мебели, за искажение результатов тендера на государственные закупки путем многоразовой подачи тендерной документации на неконкурентных условиях. Оба штрафа считаются рекордными в своей отрасли. Исходя из всего вышеперечисленного, можно предположить, что данная тенденция сохранится во всех областях конкурентного законодательства, включая и контроль за слияниями и поглощениями.

Для получения более детальной информации обращайтесь к Владимиру Саенко или Дмитрию Таранику.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше