close
МЕНЮ

Новости

23 октября 2013

Новый Закон «О депозитарной системе Украины»

Новый Закон «О депозитарной системе Украины» (далее – Закон) был принят 6 июля 2012 года. Основная часть положений Закона вступила в силу 12 октября 2013 года.

Всеукраинский депозитарий ценных бумаг, который до этого времени выполнял функции депозитария в Украине в отношении негосударственных ценных бумаг, утратил свою лицензию 10 октября 2013 года и до 12 октября 2013 года должен был передать глобальные сертификаты на все выпуски ценных бумаг, которые он обслуживает, в Центральный депозитарий. Государственный Национальный депозитарий Украины, который ранее занимался тем, что присваивал международный код выпуска ценных бумаг и устанавливал корреспондентские отношения с иностранными депозитариями, стал «единым» Центральным депозитарием. Хотя Центральный депозитарий и назван в законе «единым», в действительности на том же поле депозитарных услуг будет работать еще один игрок. Национальный банк Украины сохранил за собой функцию депозитария в отношении государственных ценных бумаг и облигаций местных займов, поэтому в Украине продолжают существовать два депозитария, однако оба депозитария теперь подконтрольны государству. Впрочем, Законом предусматривается, что доля государства в уставном капитале Центрального депозитария должна быть уменьшена до 25 процентов плюс одна акция на протяжении пяти лет.

Еще одним важным изменением, введенным Законом, стало создание Расчетного центра, который будет проводить расчеты в день осуществления операции по всем операциям с ценными бумагами на биржах, а также вне биржи. Целью этого изменения является достижение осуществления расчетов в день операции («поставка против платежа»), что станет существенным улучшением в сравнении с действующей системой расчетов Т+3 («операция плюс три дня»).

Некоторые специалисты отмечают, что создание Расчетного центра может привести к излишней централизации расчетной деятельности и усложнить достижение осуществления расчетов по принципу «поставка против платежа» с минимальным риском. Не смотря на то, что лучшим решением могло бы быть наделение самого Центрального депозитария банковско-расчетными функциями, Закон предлагает другое решение.

Все хранители ценных бумаг обязаны привести свои процедуры в соответствие с новым Законом и получить новые лицензии. Новые лицензионные условия были утверждены Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) 14 мая 2013 г.

Целью Закона также является завершение перехода к исключительно бездокументарным эмиссионным ценным бумагам. В частности, в соответствии с Законом все акции, облигации и все другие эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме. С 11 октября 2012 года (даты опубликования Закона) не допускается выпуск таких ценных бумаг в документарной форме.

Закон также стремится обеспечить дематериализацию (перевод в бездокументарную форму) акций, выпущенных в 1990-х и в начале 2000-х многими акционерными обществами (далее – АТ) в документарной форме. Этот процесс был запущен еще ранее с принятием Закона «Об акционерных обществах», который возложил на общества обязанность перейти к бездокументарной форме еще в 2011 году. Многие акционерные общества либо не выполнили требования закона к установленному сроку, либо, переведя выпуск в бездокументарную форму, столкнулись с нежеланием мелких акционеров платить хранителям за услуги по хранению их акций на счетах в ценных бумагах.

Поэтому Закон устанавливает обязанность владельцев дематериализированных ценных бумаг заключить договор с хранителем (и оплатить его услуги) до 12 октября 2014 года. Акции нарушителей не будут учитываться при определении кворума и не будут участвовать в голосовании. Мы приветствуем это решение проблемы т.н. «мертвых душ» — акционеров или их наследников, потерявших интерес к принадлежащим им акциям вследствие отсутствия рыночного спроса на них. Изменения позволят снизить административные затраты на проведение акционерных собраний и внесут юридическую определенность в вопрос о статусе «невостребованных» акций. Однако мы обращаем внимание на то, что с вступлением в силу комментируемого положения в Украине у акционеров, чьи пакеты приближались к 25% и 50% выпущенных акций, количество голосов может превысить указанные пороги и, теоретически, повлечь необходимость получения разрешения Антимонопольного комитета Украины на концентрацию.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше