close

Новости

15 августа 2011

ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УКРАИНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

1 июля 2011 года вступил в силу новый Закон Украины № 3206-VI «О принципах предотвращения и борьбы с коррупцией» (далее — Новый закон) и Закон Украины № 3207-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения» (далее — Новый закон об ответственности) (за исключением нескольких положений Нового закона, вступающих в силу с 1 января 2012 года и касающихся специальной проверки лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, а также финансового контроля над имуществом, доходами, расходами и обязательствами финансового характера отдельных групп субъектов ответственности за коррупционные правонарушения).Новый Закон определяет коррупцию и коррупционное правонарушение, устанавливает ответственность физических лиц за коррупционные действия и другие нарушения, связанные с коррупцией, а также вводит несколько важных ограничений, направленных на предотвращение и борьбу с коррупцией, в том числе ограничения на получение подарков/пожертвований отдельными группами субъектов ответственности за коррупционные правонарушения.Положения Нового закона и Нового закона об ответственности, в том числе все содержащиеся в них запреты и ограничения, применимы не только к государственным чиновникам, но и к широкому кругу лиц, и непосредственно затронут корпоративный сектор.Субъекты ответственности за коррупционные правонарушенияК субъектам ответственности за коррупционные правонарушения теперь относятся не только государственные чиновники и служащие, но и лица, оказывающие публичные услуги (например, аудиторы, нотариусы, арбитры и т.д.), а также иностранные государственные чиновники, должностные лица международных организаций, должностные лица юридических лиц и физические лица, предоставляющие неправомерную выгоду.Новый закон предусматривает, что «лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы в соответствии с законом» являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения. Это означает, что обвинения за совершение коррупционных правонарушений могут быть предъявлены директору и другим должностным лицам компании, а также менеджерам всех уровней (в том числе менеджерам по управлению персоналом, офис-менеджерам, главным врачам и врачам, занимающим должность заведующего отделением) и административному персоналу.Следует отметить, что не существует единого определения понятий «организационно-распорядительные» или «административно-хозяйственные» обязанности, что обусловливает необходимость консервативного толкования вышеуказанной группы субъектов коррупционного правонарушения. В частности, это касается врачей. Например, существует мнение, что врач, выписывающий больничные листы, может быть привлечен к ответственности на основании Нового закона, поскольку такая деятельность является организационно-распорядительной. Хотя столь широкое толкование организационно-распорядительных обязанностей вызывает удивление, оно подтверждается рядом судебных решений. Некоторые также считают, что врачи поликлиник, выписывая рецепты для льготных категорий граждан, выполняют административно-хозяйственные обязанности (распоряжение государственным имуществом) и поэтому являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения. Хотя такое мнение может показаться спорным, в свете наличия практики широкого толкования судами организационно-распорядительных обязанностей нельзя исключать возможность такого же широкого толкования ими и административно-хозяйственных функций. Следовательно, в связи с принятием Нового закона, международным компаниям, осуществляющим деятельность в Украине и подпадающим под регулирование, в частности, Закона США о коррупции за рубежом (FCPA) и Британского закона о взяточничестве 2010 года (UK Bribery Act 2010), нужно обращать особое внимание на выбор деловых партнеров.Ограничения, касающиеся физических лицНовый закон устанавливает ряд значительных ограничений, направленных на предотвращение и борьбу с коррупцией. Например, государственным чиновникам и некоторым другим субъектам ответственности за коррупционные правонарушения запрещается: (1) использовать свое служебное положение с целью получения неправомерной выгоды или принимать обещание/предложение такой выгоды для себя или для других лиц; (2) заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, а также некоторых других видов деятельности), и входить в состав органов управления или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица представляют интересы государства в органах управления таких предприятий); и (3) отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законом, а также предоставлять им недостоверные или неполные сведения.Важно отметить, что согласно Новому закону органам государственной власти и местного самоуправления запрещается получать безвозмездно услуги и имущество от физических и юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами Украины.Ответственность за нарушение Нового законаНовым законом предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений. Кроме того, сведения о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, вносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения.Новый закон об ответственности вводит ряд новых, связанных с коррупцией видов преступлений и правонарушений путем внесения поправок в Уголовный кодекс, Кодекс законов об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс Украины.Подарки/пожертвованияНовый закон запрещает определенным субъектам ответственности за коррупционные правонарушения непосредственно или через других лиц получать подарки/пожертвования от юридических и физических лиц (1) за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, принимающиеся или совершающиеся как непосредственно таким лицом, так и при его содействии другими должностными лицами и органами, и (2) от подчиненных таких лиц. Эти лица, однако, могут принимать личные подарки, соответствующие общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвования.Стоимость таких единичных подарков/пожертвований не должна превышать 50 процентов минимальной заработной платы, установленной в день принятия подарка/пожертвования. Совокупная стоимость таких подарков/пожертвований, полученных из одного источника в течение года, не должна превышать одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года. Такие ограничения по стоимости подарков/пожертвований не распространяются на подарки/пожертвования, от близких лиц, а также получаемые в качестве общедоступных скидок на товары, услуги, и в виде выигрышей, призов и премий.ВыводыПосле длительного и непоследовательного развития украинского антикоррупционного законодательства, а также многочисленных проблем координирования антикоррупционных инициатив между различными ветвями украинского правительства в этой области, неоднократных переносов вступления в силу, а позднее — аннулирования пакета антикоррупционных законов, украинский парламент наконец принял Новый закон и Новый закон об ответственности. Новые законы более последовательны и понятны по сравнению с антикоррупционным пакетом и в целом соответствуют мировым стандартам. Однако, введение ряда новых понятий в украинское законодательство и необходимость приведения многих действующих нормативно-правовых актов в соответствие с новыми законами могут вызвать определенные проблемы. На данном этапе сложно предсказать успех применения положений нового антикоррупционного законодательства, что в значительной степени будет зависеть от толкования новых законов украинскими правоприменительными органами и судами.Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь к Владимиру Саенко или Светлане Хеде.

Поделиться:

Больше Новости
Показать больше