Порядок выхода из общества
До 17 июня 2018 года участник был обязан подать обществу заявление о намерении выйти из общества за 3 месяца до запланированного выхода. Согласно Закону об ООО участник вправе выйти из общества в течение одного месяца со дня предоставления согласия последним участником, если иное не предусмотрено уставом. Более того, новый Закон позволяет установить в согласии меньший срок для выхода.
Для осуществления государственной регистрации изменений к сведениям о размере уставного капитала участник подает заявление о выходе с нотариально заверенной подписью. Если для выхода необходимо согласие других участников, то подлинность подписей на таком согласии тоже должна быть нотариально засвидетельствована.
В отличие от законодательства, действовавшего ранее, Закон об ООО определяет, что участник считается вышедшим из общества со дня государственной регистрации его выхода. Установление момента выхода участника упрощает определение стоимости доли и срока для ее уплаты.
Следует также отметить, что новый Закон не требует проведения общего собрания для принятия решения о выходе участника общества.
Определение стоимости доли участника
До вступления в силу Закона об ООО определение стоимости доли участника и порядок ее уплаты были довольно спорными вопросами. Законодательство не содержало подробного регулирования механизма оценки стоимости и не учитывало возможности обесценивания или увеличения стоимости имущества общества. Более того, отсутствие четко установленной процедуры выхода участника приводило к манипуляциям с имуществом общества, в частности к преднамеренному его обесцениванию.
Законом Украины «О хозяйственных обществах» было определено, что участнику в случае выхода выплачивается стоимость части имущества общества, пропорциональная его доли в уставном капитале. Также предполагалось, что выплата будет осуществлена только после утверждения обществом отчета за год. Поэтому в течение длительного времени стоимость доли участника рассчитывалась на основании баланса общества, что часто приводило к неправильному определению стоимости доли и, как следствие, к многочисленным судебным искам.
В 2014 году ВХСУ в постановлении определил, что «стоимость части имущества, подлежащая выплате, должна соответствовать стоимости чистых активов общества, которая определяется в установленном законодательством порядке, пропорционально его доле в уставном капитале общества на основании баланса, составленного на дату выхода (исключения)» и что «выводы судов о том, что стоимость части имущества общества, подлежащая уплате участнику, который выходит из этого общества, определяется исключительно из действительной (рыночной) стоимости объекта оценки, с учетом общей концепции определения рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, без учета другого имущества общества, являются необоснованными». То есть фактическое увеличение стоимости имущества общества не давало возможности участнику получить увеличенную стоимость своей доли.
Только в 2018 году ВХСУ в постановлении отметил, что считает необходимым отойти от данной правовой позиции.
В Законе об ООО указано, что стоимость доли участника определяется исходя из рыночной стоимости совокупности всех долей участников общества пропорционально размеру доли такого участника. Однако такая формулировка не дает четкого понимания того, подлежит ли оценке все имущество общества при определении стоимости доли участника.
Зато Закон об ООО четко устанавливает, что стоимость доли участника определяется по состоянию на день, предшествующий дню подачи участником заявления о выходе из общества. Общество обязано уведомить участника о стоимости доли не позднее 30 дней со дня, когда оно узнало или должно было узнать о выходе участника.
Закон об ООО позволяет установить четкую процедуру оценки стоимости доли и выбора субъекта оценочной деятельности, которая на практике может привести к сокращению количества судебных споров относительно стоимости доли.
Требования кредиторов
Выход участника из общества предусматривает уменьшение уставного капитала и возлагает на общество обязанность регистрации изменений размера уставного капитала, поэтому одним из важных шагов в процессе выхода участника является уведомление кредиторов о запланированном уменьшении. Закон Украины «О хозяйственных обществах» определял, что уменьшение уставного капитала общества при наличии возражений кредиторов не допускается. Это могло бы стать еще одной преградой для выхода участника. Однако Закон об ООО предусматривает, что после принятия решения об уменьшении уставного капитала общества его исполнительный орган в течение 10 дней должен письменно уведомить каждого кредитора, требования которого к обществу не обеспечены залогом, гарантией или поручительством, о таком решении. Кредиторы, в свою очередь, на протяжении 30 дней со дня получения уведомления могут требовать от общества осуществления одной из следующих мер: 1) обеспечение выполнения обязательств путем заключения договора обеспечения; 2) досрочное прекращение или выполнение обязательств перед кредитором; 3) заключение другого договора с кредитором. Если по истечении 30-дневного срока кредитор не обратится к обществу с письменным требованием, считается, что он не требует от общества совершения дополнительных действий для обеспечения выполнения обязательств перед ним. То есть такие изменения имеют целью не позволить кредиторам влиять на внутренние процессы общества и блокировать решения участников из-за наличия обязательств.
Deadlock
Обязательное согласие на выход участника с долей 50 % и более может привести к возникновению deadlock в компании. Если участник(и) с долей 50 % не дадут согласия, то выход будет невозможен. Однако практике известны случаи, когда участники с долей 50 % блокировали деятельность компании, что в результате приводило к негативным последствиям для бизнеса. Это значит, что ради сохранения общего дела участникам придется договариваться и искать другие способы выхода из ситуации.
Вывод:
Недавние изменения в законодательстве призваны систематизировать процедуру выхода участника и детализировать ее регулирование. Такое стремление обусловлено потребностями украинского бизнеса. Теперь сохранение компании имеет более высокий приоритет, нежели право любого участника на выход из общества. Принятые изменения не заполнили всех имеющихся пробелов в законодательстве, однако стоит помнить, что Закон об ООО предлагает и другие правовые механизмы для прекращения участия в обществе.