close
МЕНЮ

Публикации

Ключевые контакты
13 ноября 2020

Банкротство госпредприятий: четыре законодательные загадки

Источник: Новое время. Бизнес

Если вы еще не слышали, что по результатам банкротства в Украине кредитор в среднем возвращает 9 центов с инвестированного доллара, то вы, видимо, не часто сталкивались с публикациями на эту тему.

И на такую скромную сумму не всегда стоит рассчитывать, если ваш должник — госпредприятие или компания, где государство имеет долю 50+ (обобщим для целей статьи все, как госпредприятия). Велика вероятность того, что такой должник никогда не сможет оказаться в процедуре санации или ликвидации. Соответственно, ни о каком плане реструктуризации задолженности и принудительной продаже активов для погашения долгов речи и быть не может.

Запреты на банкротства госпредприятий не консолидированы в одном месте, а как сыр в лабиринте, спрятаны в различных законодательных актах, о которых вы, возможно, никогда и не слышали. И с каждым годом такого спрятанного сыра становится все больше, а формулировка запретов все изощреннее.

Загадка № 1: предприятия, не подлежащие приватизации, и не только

Ранее специальное законодательство в сфере банкротства довольно демократично описывало возможность санации и ликвидации госпредприятий. Ярким исключением из дозволенного были госпредприятия, не подлежащие приватизации. К ним могло быть применено разве что мировое соглашение.

Недавний же Кодекс Украины о процедурах банкротства (Кодекс о банкротстве) довольно лаконично и в какой-то степени размыто регулирует вопрос банкротства госпредприятий. Вроде бы как можно. И даже, может, и те госпредприятия, что не подлежат приватизации, тоже можно. Но это не точно.

И тут начинается самое интересное.

Если Кодекс о банкротстве несколько обходит вопрос не подлежащих приватизации компаний, то Хозяйственный кодекс довольно безальтернативен в утверждениях. По положениям последнего, госпредприятия, не подлежащие приватизации, не могут быть в процедуре санации или же ликвидации до тех пор, пока, собственно, находятся в списке объектов, которые не подлежат приватизации.

А есть ли список? Ну, конечно же, нет. А если точнее, то он был. Но его убрали, а новый уже в вариации трех законопроектов утвердить пока не смогли.

Но это совсем не означает, что запрет на банкротства Хозяйственного кодекса не может пока работать. Сам Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» дает описание госпредприятий (не перечисляя), которые не подлежат приватизации. Сюда входят, например, госпредприятия, за которыми на праве хозяйственного ведения закреплены железнодорожные станции и пути общего пользования, атомные электростанции и так далее.

Вишенкой на торте стали переходные положения закона, который, собственно, и признал утратившим силу закон, устанавливающий перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Переходные положения и вовсе запретили санацию госпредприятий (за исключением тех, что задействованы в исполнении государственного оборонного заказа, производстве, разработке, модернизации, ремонте, обслуживании вооружения и военной техники) и их ликвидацию (кроме тех, которые ликвидируются по решению собственника до 20.10.2022).

Вот только Кодекс о банкротстве не предусматривает отдельно процедуру ликвидации по решению собственника, как это было ранее. Так что, по-видимому, ликвидировать совсем и никого нельзя.

Кодекс о банкротстве также не предусматривает и ранее доступное мировое соглашение. Так что суды уже начали закрывать производства в делах о банкротстве госпредприятий, где еще не начата санация или ликвидация, попросту ввиду того, что такие производства ведут «в никуда».

Но и на этом еще не все.

Загадка № 2: санация госпредприятий, связанных с вооружением и военной техникой

Казалось бы, санацию госпредприятий, что связаны с ремонтом и обслуживанием вооружения и военной техники, все-таки можно проводить, исходя из вышеупомянутых переходных положений. Но так ли просто это работает?

Есть у нас утвержденный Кабмином Перечень объектов государственной собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. И входит в него довольно большой список предприятий, из названия которых уже можно понять, что они явно занимаются производством, ремонтом или обслуживанием вооружения.

И есть у нас все тот же Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», который запрещает приватизацию (и тем самым делает невозможной санацию и ликвидацию) предприятий, необходимых для обороноспособности государства.

Ответ на вопрос, насколько госпредприятия, производящие оружие, важны для обороноспособности государства, очевиден. Особенно, если такие предприятия уже внесены в список объектов, имеющих стратегическое значение для безопасности государства.

Финальным аккордом в теме возможной санации предприятий, задействованных в производстве, разработке, ремонте вооружения и военной техники, является запрет на банкротство казенных предприятий. Такой запрет содержит и Кодекс о банкротстве, и Хозяйственный кодекс, и касается он немалого количества предприятий в оборонной сфере.

В общем-то, найти госпредприятие, которое подлежит санации, будет не так просто.

И если вы до сих пор не запутались, вот вам еще.

Загадка № 3: о мерах

Есть у нас Закон Украины «О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители» 2016 года (Закон о мерах 2016 года).

Совсем недавно появился еще Закон Украины «О мерах, направленных на погашение задолженности, которая образовалась на оптовом рынке электрической энергии» 2020 года (Закон о мерах 2020 года).

И есть Закон Украины «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» еще из далекого 2005 года (Закон о мерах 2005 года).

Законы о мерах 2005 и 2016 годов предусматривают существование своих реестров предприятий, которые принимают участие в процедуре урегулирования/погашения задолженности. Следует заметить, что попасть туда по заявлению могут не только госпредприятия и коммунальные, но и частный бизнес.

И вот совсем недавно президент подписал закон 686-IX, вносящий следующие изменения в Кодекс о банкротстве. Суды не могут открыть производство в деле о банкротстве против предприятия, которое включено в реестр предприятий по Закону о мерах 2016 года.

По состоянию на 17.09.2020 речь идет о 238 компаниях, о банкротстве которых пока можно забыть.

Что касается Закона о мерах 2005 года, то он вполне самостоятелен в установлении запрета на банкротства предприятий, включенных в реестр согласно ему. И если прежний Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» устанавливал, что применяться нормы Закона о мерах 2005 года в вопросах банкротства могут лишь до 01.01.2016, то новый Кодекс о банкротстве таких ограничений не содержит.

Закон о мерах 2020 года также самостоятельно устанавливает запреты. Например, введен мораторий на банкротство оптового поставщика электрической энергии.

Вышеперечисленные примеры позволяют сквозь годы проследить стабильное стремление государства защитить предприятия в сфере энергетики вне зависимости от их формы собственности.

Загадка № 4: где еще

На этом список ограничений и запретов на банкротство госпредприятий не заканчивается.

Их вы можете также найти, например, в Законе Украины «О трубопроводном транспорте»Законе Украины «О восстановлении платежеспособности государственных угледобывающих предприятий», в переходных положениях Кодекса о банкротстве касательно «Черноморнефтегаза». К списку исключений недавно присоединили и все бюджетные учреждения (закон № 686-IX).

Но и на этом законодатель не остановился.

Ограничения есть не только на то, кого можно банкротить, но и на то, кто может это делать.

Для примера возьмем Закон Украины «О некоторых вопросах задолженности оборонно-промышленного комплекса — участников Государственного концерна „Укроборонпром“ и обеспечения их стабильного развития».

Этот Закон запрещает банкротство предприятий оборонительно-промышленного комплекса, которые внесены в вышеупомянутый Перечень объектов государственной собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, по заявлению, к примеру, любого юридического лица с иностранными инвестициями или иностранного предприятия государства-агрессора и/или государства-оккупанта. Не поможет обойти эту норму и последующая уступка права требования в пользу лиц, не указанных в ней.

Кто виноват и что делать

Насколько оправданными являются такие запреты на банкротство госпредприятий, вопрос философский.

Однако, pacta sunt servanda. Договоренности и решения судов должны исполняться, долги должны возвращаться. В ином случае государство рискует столкнуться с очередными разбирательствами в ЕСПЧ и международных инвестиционных арбитражах.

Поделиться:

Больше Публикации
Показать больше