close
МЕНЮ

Публикации

Ключевые контакты
18 июня 2021

Исключительные обстоятельства

Источник: Юридическая практика

Планируемая комплексная реформа по обновлению гражданского законодательства предполагает в том числе ликвидацию Хозяйственного кодекса Украины

Необходимость реформы гражданского законодательства Украины в обществе обсуждается уже давно. Существующие коллизии норм Гражданского кодекса (ГК) и Хозяйственного кодекса (ХК) Украины требуют устранения, ряд правоотношений — урегулирования.

В настоящее время в сети Интернет для обсуждения размещен проект Концепции обновления ГК Украины, разработанный группой ведущих ученых-юристов.

Также 19 декабря в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 2635 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины с целью усовершенствования гражданского законодательства», который среди прочего предусматривает ликвидацию Хозяйственного кодекса Украины, который сейчас прорабатывается в комитетах Верховной Рады Украины.

Действительно ли обновление гражданского законодательства в настоящее время необходимо? Нужна ли отмена ХК Украины государству и бизнесу? Возникнут ли у бизнеса сложности при «адаптации» под обновленное законодательство? Какой механизм ликвидации ХК Украины с перенесением правовых норм регулирования хозяйственных правоотношений в ГК Украины может быть оптимальным: есть ли перспективы у законопроекта № 2635 или рекодификация законодательства требует более системного подхода?

Об этом рассказывают ведущие представители юридического бизнеса и участники рабочей группы по подготовке законопроекта по рекодификации (обновлению) гражданского законодательства Украины.

Для бизнеса, как известно, очень важна стабильность, сложившаяся, устоявшаяся и ожидаемая практика применения существующих законов.

Необходимо высокое качество

Сергей  Противень, старший юрист Sayenko Kharenko

О целесообразности отмены (сохранения) ХК Украины уже написано и сказано немало. Сторонниками его отмены (сохранения) изложено бесчисленное количество аргументов в поддержку того или иного подхода. Но все сходятся в одном: уже давно назрела необходимость качественных изменений хозяйственного законодательства, поскольку экономическая сфера развивается стремительнее всех других сфер общественных отношений.

Очевидно, что некоторые положения ХК Украины устарели и не способны эффективно регулировать хозяйственные правоотношения: одни являются декларативными, другие дублируют регулирование Гражданским кодексом Украины или специальными законами. Это свидетельствует об актуальности предлагаемой реформы.

Вследствие отмены ХК Украины ожидается исчезновение организационно-правовых форм, которые не предусмотрены ГК Украины (коммунальное, государственное, казенное предприятие и т.п.). В законопроекте предложен переходный период для приведения деятельности указанных юрлиц в соответствие с нормами нового законодательства. Это в дальнейшем может послужить причиной для внесения изменений в действующие договоры, но данный процесс на практике не занимает много времени.

Вместе с тем все мы видим, насколько бизнес готов оперативно подстраиваться под изменения законодательства. К примеру, до сих пор далеко не все ООО привели свои уставы в соответствие с профильным законом. Это не вселяет оптимизма, сложно ожидать гладкий переходный период.

Следует также учитывать, что неопределенность в регулировании и наличие пробелов сами по себе могут создавать риски для злоупотреблений со стороны недобросовестных контрагентов.

В данной связи стоит отметить, что судебная практика применения ХК Украины на сегодняшний день является устоявшейся, что делает стабильным и ожидаемым применение тех или иных норм. Отмена ХК Украины может дезориентировать бизнес как участника правоотношений, породить условия для злоупотреблений, потребуется немало времени для формирования нового правоприменения.

Принятие ГК Украины в предложенной законопроектом № 2635 редакции без понимания четких дальнейших шагов и средств, с помощью которых будут заполняться те или иные пробелы, может привести к дестабилизации функционирования публичного сектора экономики, злоупотреблению при передаче государственного или коммунального имущества реорганизованным государственным предприятиям, необоснованным финансовым затратам, связанным с переоформлением разрешительной и регистрационной документации таких предприятий, злоупотреблениям контрагентов по заключенным договорам и т.п.

Результатом реформы хочется видеть, прежде всего, высокое качество регулирования хозяйственных отношений независимо от того, будет ли ХК Украины признан утратившим силу или нет.

Поделиться:

Больше Публикации
Показать больше