close

Публикации

Ключевые контакты
27 марта 2020

Коронавирус и налоги. Что изменится?

Источник: Новое время

Эпидемия официально только началась в Украине, а уже становится очевидным, что ее последствия будут иметь негативное влияние на украинский бизнес и экономику

При таких обстоятельствах особое внимание граждан и бизнеса будет приковано к средствам, которые в условиях кризиса они должны получить из своих карманов и отдать в государственную казну — к налогам.

Следовательно, нужно отдать должное украинским парламентариям, которые проявили большую оперативность в принятии законодательных изменений, направленных на налоговую поддержку плательщиков.

Что уже сделано?

16 марта 2020 были зарегистрированы соответствующие законопроекты, а уже 17 марта 2020 парламент проголосовал за них, а президент их подписал. В тот же день изменения были официально опубликованы. Для понимания процесса: в обычных условиях для внесения таких изменений в законы пришлось бы ждать не один месяц.

Среди прочего государство:

—  освободило от налогообложения НДС импорта медицинского оборудования и лекарств, направленных на предотвращение распространения COVID-19;

— ввела мораторий на основную часть налоговых проверок (останавливаются даже те проверки, которые были начаты еще до карантина)

— освободила во многом от налогообложения налогом на недвижимость и платы за землю;

—  отсрочила подачу деклараций гражданами и уплату соответствующего налога на доходы физических лиц;

— частично отменила штрафы за нарушение налогового законодательства в период карантина;

— ввела послабления по ЕСВ для ФЛП и самозанятых лиц;

— ввела отсрочку относительно обязательного применения кассовых аппаратов отдельным категориям плательщиков.

Достаточного ли этого?

Безусловно, приведенные изменения являются необходимым шагом государства навстречу своим гражданам. Однако надо признать, что этот шаг не может быть последним.

Например, уже есть технические вопросы к применению введенных изменений, например непонятно, будут ли применяться штрафы за нерегистрацию или несвоевременную регистрацию налоговых накладных по НДС. А именно такие штрафы являются одними из самых болезненных для бизнеса.

Не исключено также, что в период карантина и после него для удержания на рынке и общей поддержки своей деятельности предприятия будут вынуждены распродавать свой товар по ценам ниже рыночных или даже ниже их себестоимости. Общая доходность (рентабельность) операций может падать.

Налоговое законодательство достаточно жесткое к таким операциям и исходит из того, что понижение цен (или рентабельности операций) ниже определенных пределов не может понижать суммы налогов к уплате в бюджет. Для операций с нерезидентами на значительные суммы введены громоздкие правила, направленные на то, чтобы не допустить манипулирования ценами для налоговых целей (называются «Правила трансфертного ценообразования»).

Однако, пожалуй, такой подход не будет оправданным в условиях, когда речь пойдет о вынужденных шагах плательщиков, а не спекуляциях с ценами для получения налоговой выгоды.

Какая судьба международных налоговых инициатив (BEPS, КИК, CbC, CRS)?

Есть также вопросы международных налоговых обязательств, взятых на себя Украиной в налоговой сфере. Речь идет о таких специфических терминах как: BEPS, КИК, CbC, CRS и др. Нет смысла сейчас описывать в деталях их суть, достаточно лишь сказать, что все они направлены на так называемую деофшоризацию экономики, то есть на уменьшение манипуляций налогоплательщиков с использованием различных налоговых правил в разных странах.

В целом такие правила имеют налоговый смысл, однако, кроме выявления манипуляций, они возлагают большую тяжесть и на тех плательщиков, которые являются добросовестными в этой сфере.

Поэтому сложно сказать, правильным ли будет вводить такие новации в этот период и нужно ли их вводить в том объеме, который задекларирован парламентариями.

Изменятся ли подходы, если планы поступлений не будут выполняться?

Однако, больше всего вопросов, пожалуй, будет не столько к законодательным новациям, как к практической реализации законов и подходов к плательщикам. Ведь в условиях, когда плательщики не будут иметь реальной возможности добровольно платить налоги, у государства может возникать соблазн собрать такие налоги принудительно, в смысле, вытащить их из плательщиков любым способом, как это уже бывало раньше.

В этом плане сейчас не позавидуешь налогоплательщикам и налоговым органам, которые, очевидно, не смогут выполнить установленных планов по наполнению доходной части бюджета, тогда как затратная будет расти.

При таких обстоятельствах будет крайне неправильно требовать от плательщиков или даже налоговиков выполнения условных планов поступления в бюджет.

Наоборот, сейчас самое время для взаимных уступок и мировых соглашений между плательщиками и государством, при которых бюджет быстро будет получать хотя бы часть добровольных платежей в бюджеты вместо ведения тысяч долговременных судебных споров.

Поэтому недавние налоговые изменения являются лишь хорошим началом. В дальнейшем придется работать значительно больше и делать это очень взвешенно.

Поделиться:

Больше Публикации
Показать больше