State enterprise bankruptcy: four legislative mysteries (In Russian)

Если вы еще не слышали, что по результатам банкротства в Украине кредитор в среднем возвращает 9 центов с инвестированного доллара, то вы, видимо, не часто сталкивались с публикациями на эту тему.

И на такую скромную сумму не всегда стоит рассчитывать, если ваш должник — госпредприятие или компания, где государство имеет долю 50+ (обобщим для целей статьи все, как госпредприятия). Велика вероятность того, что такой должник никогда не сможет оказаться в процедуре санации или ликвидации. Соответственно, ни о каком плане реструктуризации задолженности и принудительной продаже активов для погашения долгов речи и быть не может.

Запреты на банкротства госпредприятий не консолидированы в одном месте, а как сыр в лабиринте, спрятаны в различных законодательных актах, о которых вы, возможно, никогда и не слышали. И с каждым годом такого спрятанного сыра становится все больше, а формулировка запретов все изощреннее.

Загадка № 1: предприятия, не подлежащие приватизации, и не только

Ранее специальное законодательство в сфере банкротства довольно демократично описывало возможность санации и ликвидации госпредприятий. Ярким исключением из дозволенного были госпредприятия, не подлежащие приватизации. К ним могло быть применено разве что мировое соглашение.

Недавний же Кодекс Украины о процедурах банкротства (Кодекс о банкротстве) довольно лаконично и в какой-то степени размыто регулирует вопрос банкротства госпредприятий. Вроде бы как можно. И даже, может, и те госпредприятия, что не подлежат приватизации, тоже можно. Но это не точно.

И тут начинается самое интересное.

Если Кодекс о банкротстве несколько обходит вопрос не подлежащих приватизации компаний, то Хозяйственный кодекс довольно безальтернативен в утверждениях. По положениям последнего, госпредприятия, не подлежащие приватизации, не могут быть в процедуре санации или же ликвидации до тех пор, пока, собственно, находятся в списке объектов, которые не подлежат приватизации.

А есть ли список? Ну, конечно же, нет. А если точнее, то он был. Но его убрали, а новый уже в вариации трех законопроектов утвердить пока не смогли.

Но это совсем не означает, что запрет на банкротства Хозяйственного кодекса не может пока работать. Сам Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» дает описание госпредприятий (не перечисляя), которые не подлежат приватизации. Сюда входят, например, госпредприятия, за которыми на праве хозяйственного ведения закреплены железнодорожные станции и пути общего пользования, атомные электростанции и так далее.

Вишенкой на торте стали переходные положения закона, который, собственно, и признал утратившим силу закон, устанавливающий перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Переходные положения и вовсе запретили санацию госпредприятий (за исключением тех, что задействованы в исполнении государственного оборонного заказа, производстве, разработке, модернизации, ремонте, обслуживании вооружения и военной техники) и их ликвидацию (кроме тех, которые ликвидируются по решению собственника до 20.10.2022).

Вот только Кодекс о банкротстве не предусматривает отдельно процедуру ликвидации по решению собственника, как это было ранее. Так что, по-видимому, ликвидировать совсем и никого нельзя.

Кодекс о банкротстве также не предусматривает и ранее доступное мировое соглашение. Так что суды уже начали закрывать производства в делах о банкротстве госпредприятий, где еще не начата санация или ликвидация, попросту ввиду того, что такие производства ведут «в никуда».

Но и на этом еще не все.

Загадка № 2: санация госпредприятий, связанных с вооружением и военной техникой

Казалось бы, санацию госпредприятий, что связаны с ремонтом и обслуживанием вооружения и военной техники, все-таки можно проводить, исходя из вышеупомянутых переходных положений. Но так ли просто это работает?

Есть у нас утвержденный Кабмином Перечень объектов государственной собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. И входит в него довольно большой список предприятий, из названия которых уже можно понять, что они явно занимаются производством, ремонтом или обслуживанием вооружения.

И есть у нас все тот же Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», который запрещает приватизацию (и тем самым делает невозможной санацию и ликвидацию) предприятий, необходимых для обороноспособности государства.

Ответ на вопрос, насколько госпредприятия, производящие оружие, важны для обороноспособности государства, очевиден. Особенно, если такие предприятия уже внесены в список объектов, имеющих стратегическое значение для безопасности государства.

Финальным аккордом в теме возможной санации предприятий, задействованных в производстве, разработке, ремонте вооружения и военной техники, является запрет на банкротство казенных предприятий. Такой запрет содержит и Кодекс о банкротстве, и Хозяйственный кодекс, и касается он немалого количества предприятий в оборонной сфере.

В общем-то, найти госпредприятие, которое подлежит санации, будет не так просто.

И если вы до сих пор не запутались, вот вам еще.

Загадка № 3: о мерах

Есть у нас Закон Украины «О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители» 2016 года (Закон о мерах 2016 года).

Совсем недавно появился еще Закон Украины «О мерах, направленных на погашение задолженности, которая образовалась на оптовом рынке электрической энергии» 2020 года (Закон о мерах 2020 года).

И есть Закон Украины «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» еще из далекого 2005 года (Закон о мерах 2005 года).

Законы о мерах 2005 и 2016 годов предусматривают существование своих реестров предприятий, которые принимают участие в процедуре урегулирования/погашения задолженности. Следует заметить, что попасть туда по заявлению могут не только госпредприятия и коммунальные, но и частный бизнес.

И вот совсем недавно президент подписал закон 686-IX, вносящий следующие изменения в Кодекс о банкротстве. Суды не могут открыть производство в деле о банкротстве против предприятия, которое включено в реестр предприятий по Закону о мерах 2016 года.

По состоянию на 17.09.2020 речь идет о 238 компаниях, о банкротстве которых пока можно забыть.

Что касается Закона о мерах 2005 года, то он вполне самостоятелен в установлении запрета на банкротства предприятий, включенных в реестр согласно ему. И если прежний Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» устанавливал, что применяться нормы Закона о мерах 2005 года в вопросах банкротства могут лишь до 01.01.2016, то новый Кодекс о банкротстве таких ограничений не содержит.

Закон о мерах 2020 года также самостоятельно устанавливает запреты. Например, введен мораторий на банкротство оптового поставщика электрической энергии.

Вышеперечисленные примеры позволяют сквозь годы проследить стабильное стремление государства защитить предприятия в сфере энергетики вне зависимости от их формы собственности.

Загадка № 4: где еще

На этом список ограничений и запретов на банкротство госпредприятий не заканчивается.

Их вы можете также найти, например, в Законе Украины “О трубопроводном транспорте”Законе Украины О восстановлении платежеспособности государственных угледобывающих предприятий”, в переходных положениях Кодекса о банкротстве касательно «Черноморнефтегаза». К списку исключений недавно присоединили и все бюджетные учреждения (закон № 686-IX).

Но и на этом законодатель не остановился.

Ограничения есть не только на то, кого можно банкротить, но и на то, кто может это делать.

Для примера возьмем Закон Украины «О некоторых вопросах задолженности оборонно-промышленного комплекса — участников Государственного концерна „Укроборонпром“ и обеспечения их стабильного развития».

Этот Закон запрещает банкротство предприятий оборонительно-промышленного комплекса, которые внесены в вышеупомянутый Перечень объектов государственной собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, по заявлению, к примеру, любого юридического лица с иностранными инвестициями или иностранного предприятия государства-агрессора и/или государства-оккупанта. Не поможет обойти эту норму и последующая уступка права требования в пользу лиц, не указанных в ней.

Кто виноват и что делать

Насколько оправданными являются такие запреты на банкротство госпредприятий, вопрос философский.

Однако, pacta sunt servanda. Договоренности и решения судов должны исполняться, долги должны возвращаться. В ином случае государство рискует столкнуться с очередными разбирательствами в ЕСПЧ и международных инвестиционных арбитражах.

Related publications

22 March 2023

Publications

Building resilience: Ukrainian law firms one year into the war
10 March 2023

Publications

Ukraine overview
15 February 2023

Publications

European guide to support employers. Remote work in Europe. Ukraine
Notification cookies

We use cookies to analyze the behavior of visitors
of our website and improve it. By using our website, you consent to these cookies in accordance with our Cookie Policy.