close

Публікації

Ключові контакти
8 Жовтня 2020

GR-хід (російською мовою)

Джерело: Юридична практика

«Мы ориентируем бизнес на разработку комплексной GR-стратегии, позиционирование и долгосрочное планирование» — партнер Sayenko Kharenko Олег Самусь

Олег САМУСЬ: «Для принятия взвешенного решения законодателю нужна глубокая экспертиза в тонкостях какой-то индустрии, которая есть у представителей бизнеса, видящих эту индустрию изнутри»

В конце сентября Sayenko Kharenko объявила о расширении партнерского состава и усилении практики взаимодействия с государственными органами (Government Relations, GR). К партнерству присоединился Олег Самусь. известный специалист с опытом разработки и реализации стратегий взаимодействия с государственными органами для компаний и индустрий, подготовки нормативно-правовых актов, создания коалиций, реализации сложных проектов. В интервью «Юридической практике» г-н Самусь рассказал о состоянии и перспективах развития сферы лоббирования и GR в Украине.

— В какой парадигме развивается взаимодействие бизнеса и органов госвласти в Украине? Можно ли говорить о доминировании легальных инструментов (таких как лоббирование и GR) по сравнению с некими «историческими коррупционными практиками»?

— Я думаю, что в Украине как раз идет процесс становления сферы GR и цивилизованного лоббизма. В условиях частой смены правительств и политических партий бизнес понимает, что должен обеспечить себе долгосрочную стратегию развития, а это возможно только при проведении системной работы с государством как с институтом. Развивать бизнес, ориентируясь на определенные персоналии, в долгосрочной перспективе невозможно. Имея четкий план, сформировав принципы взаимодействия бизнеса с властью, можно продвигать интересы бизнеса и идти вперед по своей повестке. Сегодня можно сказать, что процесс принятия решений в Украине стал более прозрачным, а контакты с представителями правительства перестают быть кулуарными и все больше преобладают открытые форматы: круглые столы, системная работа с ассоциациями. Но, конечно, если сравнивать Украину с западными странами, очевидно, что мы сейчас в начале пути, и нам предстоит проделать еще большую работу, прежде чем будет выстроена функционирующая система, которая не будет зависима от политической турбулентности.

— Синонимичны ли понятия GR и лоббирование?

— GR — это про системную и долгосрочную работу с государственными органами и общественностью, которая включает формирование позиции бизнеса и сопровождение позиционирования, в то время как лоббизм больше направлен на точечное решение конкретных задач. Хотя в Украине слово «лоббизм» пока еще имеет негативный оттенок, во всем мире он применяется уже давно и является абсолютно понятным и прозрачным инструментом в достижении стратегических целей бизнеса. Такое отношение у нас в стране объясняется тем, что лоббированием принято называть кулуарные договоренности с представителями разных ветвей власти, в то время как настоящий лоббизм не имеет ничего общего с коррупционными практиками. Очевидно, что для принятия взвешенного решения законодателю нужна глубокая экспертиза в тонкостях какой-то индустрии, которая есть у представителей бизнеса, видящих эту индустрию изнутри. Поэтому и лоббизм, и GR — это история не о том, как бизнес пытается достучаться до государства или жаждет подкупить чиновников, их смысл в том, чтобы все заинтересованные стороны могли участвовать в построении обоюдовыгодной и прозрачной системы, в которой будет работать бизнес.

— Как вы оцениваете перспективы и необходимость законодательного урегулирования лоббистской деятельности?

— Повторюсь, в Украине лоббистская деятельность имеет негативный окрас прежде всего из-за ассоциаций с коррупцией, хотя во многих странах это такая же профессиональная деятельность, как и многие другие. Ожидаю, что в ближайшие несколько лет в Украине будет разработано законодательство о лоббировании, которое будет регламентировать деятельность работающих в этой сфере компаний, создаст прозрачное конкурентное поле и нейтрализует негатив, сопровождающий эту сферу. От того, как будет выписан закон, будет зависеть развитие лоббистской деятельности в дальнейшем.

— Сфер миров и 1ся ли GR как отдельное направление бизнеса юрфирм в Украине? Нет ли здесь потенцисньного конфликта интересов?

— Как я уже сказал, данное направление в Украине пока что только на стадии формирования, нет четких правил, процедур, общепринятых методов. Это особенно заметно, если посмотреть на опыт ЕС или США, где GR применяется уже не одно десятилетие. Наши шансы отстроить правильно работающую систему очень высоки, поскольку мы уже можем внедрять лучшие практики, работающие за границей.

Когда-то и юридический бизнес не был отлажен, как сегодня. Все приходит со временем.

Что касается конфликта интересов, то он может появляться только там, где нет четких правил. А если законодательство о лоббизме будет разрабатываться открыто и прозрачно, если будет учтен опыт других стран, уверен, таких проблем не возникнет. Так исторически сложилось, что бизнес в основной своей массе привык видеть в государстве надзирателя, контролера или даже карателя, но никак не партнера, а ведь это — путь в никуда. Казалось бы, если начнешь говорить о том, что успех государства напрямую зависит от успеха бизнеса, тебя обвинят в озвучивании прописных истин. Но при этом, как ни парадоксально, системного и налаженного диалога между государством и бизнесом до сих пор не наблюдается. Да, проводятся различные мероприятия для налаживания такого диалога, даже реализуются отдельные проекты в результате этих встреч, но о системности пока говорить рано, а диалог нужен как бизнесу, так и государству.

— С кем вы конкурируете в сфере GR? Какими компетенциями должна обладать юрфирма, ее специалисты, чтобы быть успешными в GR? Что относите к своим конкурентным преимуществам?

— В Украине достаточно много PR-агентств и юридических фирм указывают практику GR в своей деятельности, однако лишь немногие имеют необходимые знания, экспертизу и понимание, как соединить воедино юридические знания, умение выстраивать отношения с медиа, государственными органами и общественностью.

За почти 16 лет на юридическом рынке Sayenko Kharenko наработала уникальный опыт внедрения законодательных реформ, усовершенствования законодательства, налаживания диалога и построения отношений между бизнесом и государством. И этот опыт можно считать по-настоящему бесценным — десятки успешно реализованных проектов в сфере GR и сотни законопроектов, разработанных при участии наших экспертов, которые принесли пользу как бизнесу, так и государству в целом. Кроме того, нашим преимуществом в долгосрочной перспективе является соблюдение международных стандартов и этических норм, а также внутренние процедуры, направленные на предупреждение коррупции.

Уникальное сочетание международных стандартов при осуществлении деятельности с глубоким пониманием украинской специфики, значительный опыт и доступ к лучшим экспертам в своих сферах дают нам существенные преимущества.

— Какие GR-услуги обычно интересуют клиентов? Во всех ли проектах присутствует «юридическая составляющая» ?

— Пока мы видим, что компании чаще обращаются по конкретным проблемным вопросам, в то время как мы ориентируем бизнес на разработку комплексной GR-стратегии, позиционирование и долгосрочное планирование.

Клиентов все чаще интересуют проведение политического мониторинга, который отслеживает процессы в государственном управлении и политической жизни страны и их влияние на бизнес; регуляторный мониторинг, помогающий отслеживать инициативы в регуляторной среде; отслеживание проектов новых нормативно-правовых актов на этапе их обсуждения и их потенциальное или фактическое влияние на операционную деятельность компании.

Юридическая экспертиза является существенной в структуре GR, ведь в большинстве случаев финальный результат — это принятие того или иного нормативного акта. И от того, насколько грамотно он прописан, будет зависеть его применение. К тому же на любую проблему необходимо смотреть комплексно, и, занимаясь одним вопросом, важно четко определять, какие дополнительные сферы регулирования этот законопроект будет затрагивать и с чем будет пересекаться.

— При каком масштабе бизнеса (масштабе проблем) целесообразно привлечение GR-специалистов?

— Тут речь идет не только о масштабе бизнеса, но и о том, насколько собственники, акционеры, топ-менеджмент дальновидны. Если компания играет в долгую, она не может не участвовать в диалоге с государством, не пытаться влиять на развитие отрасли, а значит, и на законодательную составляющую вопроса.

Но, конечно, многим представителям бизнеса нецелесообразно прибегать к услугам лоббистов по отдельности. Им, скорее, выгоден диалог с государством с привлечением как можно большего количества игроков. Здесь на помощь приходят отраслевые и бизнес-ассоциации, например, Европейская Бизнес Ассоциация (ЕВА), Американская торговая палата в Украине (АСС) или Американско-украинский деловой совет (USUBC), которые доносят голос не отдельного игрока, а всей индустрии. Это отличные площадки для обсуждения и формирования общего видения.

— Какие направления GR для вас приоритетны: работа с парламентом, исполнительной властью, органами местного самоуправления? Есть ли индустриальная специализация?

— Мы фокусируемся на разработке GR-стратегий для отдельных бизнесов и индустрий, а в процессе их реализации уже взаимодействуем с различными государственными органами. Здесь, мне кажется, не может быть приоритетов. Например, мы регулярно участвуем в деятельности рабочих групп по разработке и анализу законодательства при большинстве государственных органов Украины: Верховной Раде Украины, Офисе Президента Украины, Кабинете Министров Украины, Национальном банке Украины, Министерстве финансов Украины, государственных контролирующих органах, государственных исполнительных органах со специальным статусом, а также в составе экспертных групп при бизнес- и отраслевых ассоциациях, международных донорах, неправительственных Организациях и посольствах, имеющих целью усовершенствование действующего и разработку нового законодательства.

— Заинтересован ли украинский бизнес в лоббировании своих интересов за рубежом? Можете ли вы помочь ему в этом?

— Украинский бизнес ищет возможности для расширения торговли внутри страны, но также нацелен и на выход на новые рынки. Расширяя свою деятельность за пределы Украины, компании хотят знать о ситуации в выбранных странах или регионах, о влиянии на бизнес политической ситуации, о политических рисках, а также о механизме принятия тех или иных решений. Для помощи таким клиентам мы опираемся на сеть наших партнеров в других юрисдикциях, которую мы постоянно расширяем. Мировой экономический кризис, в который уже погрузились все страны, в ближайшее время будет только усиливаться. Но, как всегда, любой кризис — это не только время, когда отдельные игроки или целые отрасли могут исчезнуть, но еще и момент для перераспределения ролей в рамках существующих отраслей и создания новых.

Поділитися:

Далі Публікації
Показати більше