close
МЕНЮ

Публікації

Ключові контакти
12 Лютого 2021

Технологічний порив (російською мовою)

Джерело: Юридична практика

Законотворцы заявляют о возможности повысить коммерциализацию результатов научных исследований посредством стимулирования трансфера технологий

Алена Стулина, «Юридическая практика»

Все чаще и чаше на просторах Интернета и не только мы сталкиваемся с понятием «трансфер технологий». Все только и говорят о том, насколько это перспективно, востребовано и нужно, особенно на уровне государства. Однако все так и остается на уровне разговоров, и зачастую до прописанных законодательных норм руки не доходят. Традиционно под трансфером технологий подразумевают вид коммуникаций, который предусматривает передачу результатов интеллектуальной творческой деятельности, имеющих ценность в сфере современных технологий. Законодатели закрепил^ трансфер технологий как передачу технологии, которая оформляется путем заключения договора, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются имущественные права и обязанности относительно технологии и/или её составляющих.

Совсем недавно Кабинетом Министров Украины был представлен законопроект № 4623 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования деятельности в сфере трансфера технологий», посредством которого Предпринята попытка урегулировать и вдохнуть новую жизнь в это специфическую отрасль.

Как отмечают создатели законодательной инициативы, за последнее время происходит снижение инвестиционной привлекательности Украины из-за отсутствия возможности для государственных научных учреждений и высших (учебных заведений осуществлять эффективное управление имущественными правами Интеллектуальной собственности, реализовать и защищать свои права, а также коммерциализировать объекты права интеллектуальной собственности.

Причин этому’ много. Тут можно говорить и о том, что нет работающего и действенного механизма координации между органами исполнительной части в сфере трансфера технологий, и о том, что государство никоим образом не помогает финансово, если есть необходимость запатентовать изобретение за границей, и даже о том, что тех немногих. кто все-таки занимается трансфером технологий, государство тоже никак не поддерживает. К этому еще можно добавить, что рабочий механизм надлежащих выплат вознаграждения авторам технологий отсутствует, а проекты по созданию высокотехнологичных производств отечественными промышленными предприятиями с участием отечественных научных учреждений или заведений высшего образования так и остаются без финансирования.

Да, проблема существует. Так что же предлагает предпринять государство, чтобы сдвинутся с мертвой точки? В первую очередь, создатели законодательной инициативы видят решение проблемы в усовершенствовании информационного обеспечения трансфера технологий. Это будет достигаться через доступ учреждений и организаций Государственной системы научно-технической информации к конъюнктурно-экономической и патентной информации из иностранных источников и баз данных. Немаловажным пунктом здесь является создание и обеспечение деятельности веб-портала по инновационной деятельности и трансферу технологий. Сам технологический уровень и готовность к внедрению технологий и их составляющих, созданных за бюджетные средства, а также спрос субъектов хозяйствования на них планируют мониторить.

Пожалуй, двумя ключевыми нововведениями, предлагаемыми в документе, являются механизм осуществления зарубежного патентования за средства государственного бюджета, а также процедура и порядок согласования трансфера и регистрации технологий, которые созданы или приобретены за бюджетные средства и передаются юридическим лицам, зарегистрированным в других странах, либо физическим лицам — иностранцам или лицам без гражданства. Именно реализация этих двух пунктов должна оптимизировать и настроить работу с технологиями.

Кроме прочего, Кабмин планирует определить особенности закупки технологий за бюджетные средства и ввести субсидирование проектов по созданию отечественными промышленными предприятиями с участием отечественных научных учреждений или заведений высшего образования высокотехнологичных производств.

С некоторой грустью можно констатировать, что, несмотря на то что инновации и технологии — это действительно шаг в будущее, очень часто правовое регулирование и стимулирование со стороны государства оставляет желать лучшего. Но сам факт того, что уже есть некие попытки со стороны правительства — это изменить, не может не радовать. Сработает ли это, покажет время.

Инициаторы законопроекта предлагают создать и обеспечить деятельность веб-портала по инновационной деятельности и трансферу технологий

Комментарии

Экосистема для трансфера технологий

Олег Климчук, советник Sayenko Kharenko

Рынок технологий динамически развивается, и этот процесс может быть сравним с золотой лихорадкой, где яркие истории быстрого взлета стартапов и полученных инвестиций не развитие идеи только подогревают интерес новых игроков. Да и порог входа на рынок технологий довольно низкий. Хорошая идея и ноутбук для придания идее формы – это уже неплохой старт. Ситуация с пандемией только добавляет динамики развития для этого рынка.

Как и какая-либо креативная индустрия. участники «частного» рынка трансфера технологий не любят государственного регулирования, и. если бы данный законопроект был направлен на эту сферу, мы бы сейчас получили резонанс, сравнимый с вызванным изменениями для сферы информационных технологий в рамках «Для Сіті». Но в данном случае это вряд ли возможно, поскольку законопроект направлен на регулирование сферы трансфера технологий в государственном секторе, где участниками являются государственные предприятия и научные учреждения и издержки покрываются государственным бюджетом. Законопроект предлагает версию 2.0 для законодательства в сфере государственного регулирования трансфера технологий, «центром» которого сегодня является Закон Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий». В целом законопроект направлен на улучшение соответствующей экосистемы, начиная от нововведения в виде инновационных ваучеров и заканчивая намеками на создание благоприятных условий для развития сферы страхования технологий и улучшенного регулирования касательно патентарования технологий за границей.

Несмотря на то, что предполагаемые изменения в целом направлены на государственный сектор, справедливости ради следует все-таки отметить важность эффективного регулирования в данной сфере. Довольно часто приходилось слышать о продаже технологий иностранными субъектами, которые покупают их у учреждений, находящихся в бедственном положении из-за недофинансирования украинских научно-исследовательских институтов. Затем коммерциализируют и патентуют их за границей и возвращают на украинский рынок в виде товаров и услуг с добавленной стоимостью. Если законопроект поможет решить эту проблему’, например, путем дополнительного финансирования для коммерциализации «государственных» технологий через выдачу инновационных ваучеров или создаст хотя бы условия для развития инновационных парков на основании научных учреждений, то данный законопроект заслуживает первоочередного внимания.

Ведь это вопрос не только преодоления негативных последствий в экономике по причине пандемии COV1D-19 (как указано в пояснительной записке к законопроекту, что, честно говоря, вызывает некоторый скепсис), но и национальной безопасности. И защита национальной безопасности — не просто слова, а практическая необходимость, что подтверждает ситуация вокруг компании «Мотор Сич» касательно технологий, связанных с моторами. Подобный стресс-тест смог бы справедливо «замерить» эффективность регулирования в сфере трансфера технологий. Но пока что все сводится к обещанию создать экосистему (рамку) для трансфера технологий в государственной сфере, отсылающую ко многим подзаконным актам, которые еще будет необходимо принять, чтобы все заработало.

Поділитися:

Далі Публікації
Показати більше