close

Публікації

Ключові контакти
13 Березня 2020

Тест на роздвоєння (російською мовою)

Джерело: Юридична практика

Отсутствие единой судебной практики по вопросу сохранения права пользования земельным участком после реорганизации предприятия создает сложности субъектам хозяйствования

Согласно нормам статьи 92 Земельного кодекса (ЗК) Украины 2002 года правом постоянного пользования земельным участком является право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

Данное право было предусмотрено Земельным кодексом УРСР 1970 года и Земельным кодексом Украины 1990 года. Единственное, что менялось с принятием очередного нормативно-правового акта, — это перечень лиц, которым данное право могло быть предоставлено.

Например, Земельным кодексом Украины 1990 года предусматривалась возможность предоставления права постоянного пользования земельным участком гражданам, сельскохозяйственным предприятиям и организациям, а также совместным, промышленным и транспортным предприятиям. Вступивший же в силу Земельный кодекс Украины 2002 года данную возможность исключил и значительно сузил круг лиц, которые могут приобрести право постоянного пользования.

Так, в соответствии со статьей 92 ЗК Украины в перечень субъектов, которые могут приобретать право постоянного пользования земельным участком, стали входить, например, религиозные организации Украины, предприятия, учреждения и организации государственной и коммунальной собственности, общественные организации инвалидов Украины, учебные заведения и другие.

Дополнительно пунктом 6 раздела X переходных положений ЗК Украины была установлена обязанность для субъектов, не перечисленных в статье 92 и имеющих на праве постоянного пользования земельные участки, переоформить данное право в право собственности или аренды. Однако решением Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп/2005 этот пункт был признан неконституционным.

Таким образом, сегодня остается неурегулированным вопрос переоформления права постоянного пользования земельным участком, приобретенного до вступления в силу действующего ЗК Украины, а также наследования и перехода данного права в порядке правопреемства.

Право постоянного пользования после реорганизации

Довольно распространенной ситуацией является реорганизация компаний, которым на праве постоянного пользования принадлежат земельные участки согласно государственным актам, выданным в порядке, действовавшем до вступления в силу нынешнего ЗК Украины.

Многие из таких компаний продолжают пользоваться земельными участками, не переоформляя право собственности или аренды, зачастую даже не регистрируя свое право постоянного пользования ими в Государственном земельном кадастре и Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

Основными спорными вопросами, которые на практике до сих пор не имеют однозначной трактовки, являются вопросы, касающиеся (1) права постоянного пользования земельным участком за реорганизованной компанией и (2) наличия оснований для прекращения права постоянного пользования земельным участком реорганизованной компании.

В этом контексте необходимо выделить следующие позиции судов.

1. В результате реорганизации происходит прекращение юридического лица, а так как земельное законодательство не предусматривает перехода права постоянного пользования земельным участком к реорганизованному юридическому лицу, данное право подлежит прекращению с момента прекращения юридического лица (постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 14 декабря 2016 года по делу №911/109/16).

2. Прекращение права постоянного пользования земельным участком в результате реорганизации может иметь место только в случае, если прекращение юридического лица исключает правопреемство, поскольку к правопреемнику переходят все права, обязанности и имущество прекращенного юридического лица (постановление Верховного Суда от 2 апреля 2019 года по делу № 921/710/17-г/б).

Применение данных позиций зависит от конкретных обстоятельств дела, и суды, как правило, обращают внимание на условия и форму реорганизации, факты перехода всех прав, обязанностей и имущества к правопреемнику, формы собственности прекращенного юридического лица и правопреемника.

Необходимо отметить, что первая позиция все же относится к более устаревшей практике. Вместе с тем некоторые суды, придерживающиеся второй позиции, считают, что если правопреемник не относится к субъектам, указанным в статье 92 ЗК Украины, право постоянного пользования земельным участком к ним не переходит (постановление Верховного Суда от 31 октября 2018 года по делу №916/1776/17).

Спорная позиция

Таким образом, с одной стороны, суды признают возможность перехода права постоянного пользования земельным участком в результате правопреемства, а с другой — ограничивают круг лиц, к которым это право может перейти.

Данная позиция, по мнению автора, является достаточно спорной. Во-первых, Конституционный Суд Украины в решении № 5-рп/2005 сделал однозначные выводы, а именно:
— ранее предоставленное право постоянного пользования земельным участком не может быть утрачено гражданами и юридическими лицами;
— статьи 92 и 116 ЗК Украины оперируют понятием «приобретают права», которое распространяется только на случаи первичного получения земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности;
— статья 92 ЗК Украины не ограничивает и не отменяет действующего права постоянного пользования земельным участком, приобретенное гражданами в установленных законодательством случаях по состоянию на 1 января 2002 года, до его переоформления.

Во-вторых, действительность имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений, которые возникли до 1 января 2013 года, а также документов, выданных для их подтверждения, закреплена в Законе Украины «О государственном земельном кадастре» и Законе Украины «О Государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».

В-третьих, такое основание для прекращения права постоянного пользования земельным участком, как несоответствие правопреемника статье 92 ЗК Украины, не предусмотрено действующим законодательством.

Перечень оснований для прекращения права постоянного пользования земельным участком, предусмотренный в статье 141 ЗК Украины, является исчерпывающим. Согласно пункту «В» указанной статьи это право прекращается в результате прекращения деятельности государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций. Данное основание применяется в большинстве случаев реорганизации.

Понятно, что законодателем было предусмотрено соотношение данной нормы с перечнем субъектов, указанных в статье 92 ЗК Украины, однако не ко всем случаям реорганизации применимо такое основание для прекращения права постоянного пользования земельным участком.

Например, субъект права постоянного пользования, который приобрел данное право до вступления в силу ЗК Украины 2002 года, не перестал соответствовать требованиям статьи 92 ЗК Украины в результате реорганизации, к тому же никогда не был государственным или коммунальным предприятием, учреждением и организацией. Можно ли говорить в таком случае о том, что применение пункта «в» части 1 статьи 141 имеет место?

Поскольку в данном пункте определен четкий перечень лиц и их формы собственности, то он не может распространяться на все субъекты права без исключения.

Право не утрачивается

Как следует из позиции Большой Палаты Верховного Суда, изложенной в постановлении от 5 ноября 2019 года по делу № 906/392/18 и применимой к подобной категории споров, право постоянного пользования земельным участком, приобретенное лицом в установленном законодательством порядке, согласно законодательству, действовавшему на момент приобретения права постоянного пользования, не утрачивается и не подлежит обязательной замене. Таким образом, право постоянного пользования является бессрочным и может быть прекращено лишь на основании, предусмотренном законом.

По мнению автора, данная позиция является правильной. Взаимоотношения между государством и обществом должны выстраиваться в том числе и на принципе стабильности, который гарантирует, что существующее положение граждан не будет ухудшено принятием нового закона или другого нормативно-правового акта.

Поділитися:

Далі Публікації
Показати більше