Сегодня существованию и развитию отечественного бизнеса угрожает не только пандемия коронавируса, но и не менее серьезная и распоясавшаяся эпидемия – рейдерство.
Эта волна, активно захлестнувшая украинский бизнес около шести лет назад, набрала угрожающий для экономической безопасности государства масштаб, как по материальному признаку, так и по инструментарию захватов.
За первое полугодие 2020 года в Украине произошло на 33 % больше случаев рейдерства, в сравнении с их количеством за весь 2019 год.
Эти цифры свидетельствует о том, что государство не может полноценно гарантировать незыблемость права собственности, а механизмы защиты этого права (такие, как судебная и правоохранительная системы, система регистрации) не справляются с их обязанностями.
Причины рейдерского разгула
Обеспечивая правовую защиту клиентов от рейдерских атак на их активы и бизнес, могу с уверенностью сказать, что пенять лишь на текущую политико-экономическую ситуацию в Украине, несовершенство законодательства и винить в разгуле рейдерства исключительно государственные институты – не правильно.
Наряду с этими проблемами необходимо выделять недостаточное правосознание, а порой и умышленное пренебрежение самими же бизнесменами элементарными юридическими правилами организации бизнес-процессов.
Типичная черта украинского менталитета «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», которую многие из наших бизнесменов исповедуют по отношению к организации правовой, корпоративной и экономической безопасности своего бизнеса – еще долго будет верным союзником рейдеров и в ближайшее время точно не оставит их без работы.
В чем можно обвинять бизнес:
В чем можно обвинить государство:
Все вышеизложенные причины нынешнего рейдерства нужно рассматривать в комплексе. Точечная борьба – не даст реального, системного результата.
Власть и бизнес – работаем сообща
Власти без поддержки бизнес-сообщества рейдерство не искоренить. Бизнесу важно самому противостоять захватам и максимально способствовать их сокращению, параллельно давая государству регулярную, четкую обратную связь.
Последнее, в свою очередь, должно ее слышать и учитывать при разработке и реализации реформ, проведению государственного управления и кадровой политики.
Для целей борьбы однозначно позитивно можно оценить такой инструмент защиты прав, или, лучше сказать, механизм устранения дефектов, фейлов и просто несовершенства действующей регистрационной системы прав, как – решения Коллегии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации Минюста (Антирейдерская Коллегия).
Однако, количество жалоб, которые на текущий момент уже находятся на ее рассмотрении, а также объем новых – объективно указывает на глубокое несоответствие спроса на работу Антирейдерской Коллегии с ее физическим возможностям.
Такой ажиотаж на услуги Антирейдерской Коллегии является прекрасным мерилом того, насколько «эффективной» является политика государства по борьбе с рейдерством
А сам не плошай
Понимая это, а также оценивая те изменения к законодательству, которые сегодня предлагают отдельные депутаты и профильное министерство, можем заключить, что в войне государства с рейдерами, бизнесу, как и раньше, надо пока еще полагаться по большей мере на собственные силы в вопросе защиты своих активов и прав.
Однако, анонсированные Минюстом некоторые возможности, которые должны появиться в связи с запуском работы нового Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований – могут на практике оказаться действенными инструментами защиты данных, содержащихся в указанном реестре.
Таким образом, вооружаемся качественными юристами, проводим антирейдерские аудиты, ставим на мониторинг активы и данные реестров, смотрим кто у нас партнеры, устраняем риски – и ждем светлого будущего, которое, мы все надеемся, не за горами.