У новому амплуа (російською мовою)
Сюрпризом Юридической премии 2020 года стало в том числе отсутствие среди номинантов Sayenko Kharenko — одного из самых активных игроков украинского юррынка, многократного обладателя Legal Awards. Причиной же было приглашение партнера фирмы Владимира Саенко в состав Номинационной комиссии Юрпремии: согласно правилам члены Номинационной комиссии (юридические фирмы, которые они представляют, и сотрудники этих юрфирм) не могут быть номинированы на получение Юридической премии года. В интервью «Юридической практике» Владимир Саенко рассказал о мотивах такого решения, важности профессионального признания для юристов, а также роли рейтингов и наград в продвижении юридического бизнеса.
— После обнародования short list Юридической премии 2020 года одним из наиболее часто задаваемых нам вопросов стал следующий: почему в этом году Sayenko Kharenko отдала предпочтение «другой стороне» Юрпремии и отказалась от номинирования?
— На самом деле никакой сенсации здесь нет, поэтому разочарую тех, кто ждал скандалов, интриг и расследований. (Смеется.) Каждый год мы участвовали в Юрпремии в качестве номинантов, и нам было интересно оказаться в закулисье церемонии вручения «юридического Оскара» в Украине. Тем более, поскольку каждый год мы стабильно получали награды Юрпремии и становились финалистами в самых разных категориях множество раз, мы посчитали, что можем позволить себе пропустить этот забег и выступить в роли беспристрастных судей. Это должно дать нам всем возможность увидеть новые имена достойных фирм, а оргкомитету — получить свежий взгляд от одного из активных участников рынка.
— Какие были pro и contra такого решения?
— Об аргументах за уже сказал немного. Среди аргументов против неучастия в премии в этом году — очевидно, невозможность претендовать на награды, но нам было действительно интересно выступить в новой для нас роли. Да и заодно наша маркетинговая команда могла сделать передышку ввиду усложнившейся процедуры подачи заявки.
— А какое место занимают рейтинги и награды в стратегии продвижения вашей фирмы?
— Объективные рейтинги являются демонстрацией признания фирмы рынком — как клиентами, так и конкурентами. А потенциальные клиенты часто смотрят на такие показатели для лучшего понимания того, какого из провайдеров юридических услуг выбрать. В последнее время участие в основных рейтингах перешло в категорию must have. Еcли фирмы нет в них, то это уже вызывает удивление у потенциального клиента. Зачастую достойное место в рейтинге является квалифицирующим признаком для первичного отбора в тендере на привлечение юридического советника на сложный проект. Поэтому участие в рейтингах и получение наград — важные факторы в продвижении любой юридической фирмы. А для начинающих фирм выйти за пределы круга существующих клиентов и найти новых — часто практически невозможная задача без включения в рейтинги. Так что, думаю, их важность очевидна.
— Что для вас лично значит профессиональное признание: Юрпремия, «Топ-50», европейские рейтинги и awards?
— Профессиональное признание одинаково важно, о какой сфере деятельности ни шла бы речь. Мне кажется, тот, кто говорит, что награды для него неважны, просто лукавит. Признание может ничего не значить только для тех, кто его и не получает. Ни я, ни коллеги никогда за наградами не гонялись и не ставили их во главу угла, но недооценивать их важность, конечно, глупо. Профессиональное признание очень важно, особенно на этапе карьерного роста. Поэтому мы видим в нем существенный элемент мотивации для нашего коллектива. Ведь не секрет, что награда партнера — это результат большого труда его команды.
— Вернетесь ли вы «на ринг» в следующем году?
— Даже не знаю, может, судейство затянет. (Улыбается.) Но в любом случае, конечно, сошли с «ринга» мы не навсегда, и «рингов» еще осталось много. Мы с удовольствием участвуем в других рейтингах и исследованиях «Юридической практики».
— Как вы можете оценить юррынок и его отдельные сегменты с позиций члена Номинационной комиссии Юрпремии?
— На рынке сегодня очень много достойных фирм с большим потенциалом. Игрокам с историей все больше составляют конкуренцию начинающие фирмы, и думаю, эта тенденция сохранится. Любые экономические, политические, социальные кризисы и проблемы всегда кому-то несут риски, а кому-то дают шансы. Важно уметь разглядеть возможность и рискнуть с умом. В целом, побывав в закулисье Юрпремии, я остался доволен увиденным — профессиональным уровнем коллег по рынку, качеством проектов и услуг, наличием здоровой конкуренции.