Система колективного управління майновими правами з майновими правами суб’єктів авторського права та суміжних прав. Європейські стандарти в українських реаліях (російською мовою)

Понятие системы коллективного управления имущественными правами (далее – Коллективное управление) существует уже много лет, так же давно, как и система авторского и смежных прав. Сначала Коллективное управление имело форму обществ по сбору авторских отчислений. Первое такое общество создали во Франции еще в 1777 году. Это общество занималось сбором средств за использование драматических и литературных произведений в театрах. Интересен тот факт, что Коллективное управление правами в музыке было создано во Франции только в 1850 году, почти через сто лет после создания Коллективного управления, занимавшегося вопросами драматических произведений. История существования Коллективного управления является достаточно долгой и имела разные этапы развития, пока заняла свое сегодняшнее положение в Европе.

Ситуация сегодня в Коллективном управлении в Европе

Нельзя сказать, что Европейский Союз имел короткую историю создания и подписания последней директивы, которая регулирует систему организации коллективного управления в Европейском Союзе, а именно Директивы Европейского парламента и Совета № 2014/26/ЕС от 26.02.2014 “О коллективном управлении авторским правом и смежными правами и мультитерриториальном лицензировании прав на музыкальные произведения для онлайн использования на внутреннем рынке” (далее – Директива). До ее подписания Европейский парламент вместе с Европейской комиссией прошли достаточно длинный и тернистый путь почти в двадцать лет: от инициации процесса создания и до самого подписания в 2014 году. Директива определяет организацию коллективного управления (далее – ОКУ) как организацию, которая управляет авторскими правами или правами, связанными с авторским правом, от имени более одного правообладателя, для общей выгоды правообладателей, являющейся их единственной или основной целью. Директива направлена на обеспечение того, чтобы правообладатели имели право голоса в отношении управления их правами, и предусматривает лучшее функционирование организаций коллективного управления как результат стандартов ЕС. Директива также установила правила, способствующие многонациональному лицензированию ОКУ в вопросе прав авторов на музыкальные произведения и их использование в сети Интернет.

В настоящее время в Европейском Союзе существует Ассоциация европейских исполнительских организаций (AEPO-ARTIS), которая является неприбыльной организацией, представляющей 36 организаций коллективного управления из 26 разных европейских стран. Количество исполнителей, представленных 36 организациями – членами AEPO-ARTIS, составляет в пределах от 400000 до 500000.

Что будет в Украине после принятия нового Закона

Создание и подписание нового Закона Украины “Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав” (далее – Закон) имели своей целью внедрение требований и стандартов ЕС в системе коллективного управления. Одним из таких стандартов является создание единых организаций коллективного управления определенными типами имущественных прав в соответствии с современными мировыми практиками и стандартами, в частности в соответствии с требованиями Директивы. Например, управление имущественными правами в сфере авторского права на музыкальные произведения будет происходить на базе Государственной организации “Украинское агентство по авторским и смежным правам” (далее – ГО УААСП). Выбор пал именно на ГО УААСП, поскольку только она является постоянным членом международной неправительственной организации Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (CISAC) – международной неправительственной некоммерческой организации, объединяющей организации по управлению авторскими правами.

В данный момент на веб-сайте Министерства экономического развития размещен перечень ОКУ, но нет разделения по сферам управления, хотя это непосредственное требование Закона и европейского стандарта. Чрезвычайно интересно, насколько быстро определят, какая ОКУ будет заниматься тем или иным управлением?

Не менее важным является вопрос, когда ОКУ разместят на своих сайтах каталоги авторских и смежных прав, которыми они обладают, как именно в них будет изложена информация и как пользователи будут осуществлять выборку тех или иных объектов авторского права, которые им интересны или необходимы для осуществления их деятельности. Так же интересным является момент получения иностранных каталогов, этот аспект также не прописан в Законе, поскольку при выборе категории для ОКУ определяющим критерием будет наличие самого большого каталога, поэтому, возможно, сейчас различные ОКУ заключают договоры с иностранными ОКУ, не афишируя этого, и потому порядок определения главной и единственной ОКУ затянется и будет более сложным. И даже если этот механизм не будет таким сложным, остается вопрос определения размеров тарифов за использование объектов авторского права, поскольку критерии, определяемые Законом, прописаны нечетко и являются довольно оценочными.

Таким образом, тарифы должны быть объективными и обоснованными, с учетом:

  • экономической выгоды использования объектов авторского права и (или) смежных прав в хозяйственной деятельности;
  • характера и объемов использования;
  • вида деятельности пользователя;
  • финансово-экономических показателей рынка, на котором осуществляется использование указанных объектов.

Поэтому возникают вопросы: как именно будут начисляться тарифы? Кто и каким образом будет оценивать экономическую выгоду? А самым важным является вопрос: можно ли будет их обжаловать

Вывод

Конечно, нам всем хотелось бы иметь самые лучшие стандарты в системе коллективного управления, существующие в Европе, но то, что мы имеем сейчас, не полностью отражает эти стандарты.

Сейчас юристы, работающие в сфере коллективного управления или касающиеся этой сферы, считают, что Закон принят слишком поспешно, и в нем есть огромное количество нечетко сформулированных критериев и понятий, а также банальных ошибок. Тот факт, что в тексте Закона имеется ссылка на статью, которой просто не существует, вызывает множество вопросов к коллективу, который работал над его созданием. Сейчас ожидается, что в текст Закона будут вноситься изменения и дополнения, но ввиду того, как быстро в Украине законы, можно ожидать, что нам придется несовершенным Законом еще длительное время.

Подібні публікації

18 Травня 2023

Публікації

Рішення як витвір арбітражного мистецтва. Деякі питання складання рішення в міжнародному комерційному арбітражі
15 Травня 2023

Публікації

Закордонний бізнес українців під лупою податкової
09 Травня 2023

Публікації

Час розплати. Скільки податків доведеться заплатити українським біженцям за кордоном і в Україні
Cookies повідомлення

Ми використовуємо дані cookie, щоб аналізувати поведінку відвідувачів
нашого сайту та покращувати його. Використовуючи наш сайт, ви даєте згоду на дані cookie відповідно до нашої Cookie Policy.