Умовне форматування (російською мовою)

Создание прозрачных и справедливых условий перезагрузки местной судебной власти – одна из главных задач текущего этапа судебной реформы

Вот уж который год каждая новая власть и политикум в целом не устают рассуждать об инвестиционной привлекательности нашей страны. Уж какие только исследования ни проводились для того, чтобы определить, почему же не спешит заводить деньги в нашу страну иностранный инвестор. Назывались разные причины, среди которых и высокий уровень коррупции, и нестабильность законодательства, и даже украинский менталитет. Но главным среди таких критериев, возможно, является катастрофически низкий уровень защиты права собственности и тотальное недоверие к существующей судебной системе.

Суды и инвестиции

В начале этого года Европейская бизнес ассоциация и юридическая фирма SayenkoKharenko провели довольно масштабное исследование среди бизнесменов и юристов по замеру уровня доверия к судебной системе. Приведу лишь несколько цифр. Средний уровень доверия среди лидеров компаний по пятибалльной шкале составил 1,98 балла, а общий уровень непредвзятости судей – 2,55. При этом за последние пять лет практически по всем оцениваемым критериям мы наблюдаем неуклонное падение рейтинга доверия с легким обнадеживающим всплеском оптимизма, который был зафиксирован в 2017 году после начала последней судебной реформы.

Факторы, которые негативно влияют на судебную систему, респонденты распределили следующим образом:

  • коррупция в рамках судебного процесса;
  • высокая загруженность судей;
  • длительность судебного процесса и подготовки решения;
  • нестабильность законодательства и судебной практики;
  • отсутствие реакции со стороны судей на процессуальные нарушения участников;
  • задержки судебных процессов из-за несогласованности графика судей;
  • неудовлетворительное материально-техническое обеспечение судей.

Возникает логичный вопрос. Сможет ли помочь инвестиционная няня повысить уровень доверия к нашей судебной системе? Какими же инструментами ее нужно наделить, чтобы скрасить иногда откровенно незаконные судебные решения? Какие полномочия дать, чтобы обеспечить справедливость судебного процесса? Я думаю, что профессиональная среда согласится со мной в том, что никакая няня тут не поможет. Единственное решение – это продолжение начатой судебной реформы, которая именно в 2017 году дала тот самый всплеск надежды после появления обновленного Верховного Суда.

В суд по-новому

Свой старт судебная реформа взяла в июне 2016 года после принятия Закона «О судоустройстве и статусе судей». Именно благодаря этому закону впервые прошел независимый конкурс среди кандидатов в судьи Верховного Суда. Впервые в профессию были допущены представители адвокатуры и научной среды. Впервые оценивались моральные качества кандидатов. Конечно, мы можем долго говорить о недостатках и перегибах, которые мы иногда наблюдали. Однако результат, по большому счету, оправдал ожидания.

Безусловно, мы искренне ожидали дальнейшего продолжения реформы и полной перезагрузки местных судов. Ведь именно они являются тем «фронт-офисом», с которым сталкивается в первую очередь любой инвестор при нарушении его прав. Именно они формируют первое впечатление о наличии справедливости в стране и независимости судебной системы. И тут, как в лучших традициях, что-то пошло не так. Система забуксовала. Местные суды остались не только не перезагруженными, но и катастрофически теряли рабочие штыки в виде судей, полномочия которых истекли. В результате сегодня мы наблюдаем перенос судебных заседаний на несколько месяцев вперед и огромное количество дел, которые не рассматриваются.

Одним из первых законопроектов, поданных Президентом, стал очередной законопроект о судебной реформе. Но почему-то вместо долгожданного формирования местного уровня судей мы увидели сокращение Верховного Суда, урезание заработных плат, новые полномочия Комиссии по вопросам доброчестности и этики. Закон наделал много шума и вызвал недовольство не только судейского корпуса, но и международной общественности. В результате Конституционный Суд Украины своим решение признал большую часть положений закона неконституционными. И вот мы снова рассуждаем о судебной реформе, а в Верховной Раде Украины регистрируются все новые и новые законопроекты.

Что же нового нам предлагают эти законопроекты? В той или иной степени они все говорят об усилении роли Высшего совета правосудия, ручном формировании количества судей, увеличении количества членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, переименовании кассационных судов в составе Верховного Суда в Сенаты. И почти ничего про местные суды. Ничего о самой стратегии реформирования судебной системы. Ничего о сроках перезагрузки всей системы.

Иностранные судьи?

Совсем недавно Глава исполнительного комитета реформ Михаил Саакашвили заявил о том, что Президент поручил ему создать концепцию кардинальных изменений в судебной системе. Оставим за скобками полномочия Комитета реформ и его главы и постараемся понять, кто и какую стратегию будет готовить. Пока не совсем понятно, кого из юридической общественности готовы привлекать для подготовки этой самой стратегии, и не совсем понятно, какие идеи должна воплощать сама стратегия. Будет ли она продолжением обновления процессуального законодательства или в центре ее внимания окажутся только антикоррупционные инициативы? И вообще, насколько она будет кардинальной?

Одной из идей, высказываемых в СМИ, является создание некоего органа с иностранными судьями. Сама по себе идея не новая. Подобный суд на постсоветском пространстве был впервые создан в январе 2018 года в Международном финансовом центра «Астана» (МФЦА). Такая себе специальная юрисдикция, основанная на принципах английского права. Всего в мире существуют три правовых системы. В англосаксонской системе судьи наделены беспрецедентным авторитетом и несут за свои решения самую высокую ответственность. Континентальная система права, которая используется европейскими странами и странами постсоветского пространства, не терпит прецедентов, индивидуального толкования норм и безграничной свободы договора. Все отношения подчинены единому закону, который для всех одинаков. Мусульманское право, основанное на фикхе (исламская доктрина о правилах поведения), до сих пор активно используется судами в Иране, Пакистане, Тунисе и других странах.

Но давайте вернемся к результатам работы суда МФЦА за два с половиной года. Конечно, основной идеологией создания такой юрисдикции и приглашения статусных британских юристов и судей для разрешения споров была забота о защите инвестора. Именно он должен был стать главным игроком для таких судов. Однако на сегодняшний день этим судом рассмотрено целых два спора. Более того, государство уже всячески пытается стимулировать к походу в такой суд не только инвесторов, но и своих граждан, что явно говорит о, мягко говоря, недозагрузке локального иностранного суда. Наверное, неправильно говорить о причинах создавшейся ситуации в Казахстане, т.к. мы можем не знать обо всех факторах, которые на нее влияли. Но вот представить, что такой суд создан в Украине, вполне можно. И вот тут у практикующих адвокатов должен возникнуть ряд вопросов. Для кого мы создаем возможность судиться по английскому праву? Для большого бизнеса? Для иностранных инвесторов? Но они и так все давно структурируют свои сделки в иностранных юрисдикциях и судятся в иностранных арбитражах. Для среднего бизнеса и наших граждан? А каких адвокатов они наймут, чтобы пойти в английский суд? И сколько будут стоить услуги таких адвокатов со знаниями английского права? А что у нас там в Конституции написано? Юрисдикция судов распространяется на все споры и делегирование судейских функций запрещено.

Подводя итог, хочется предостеречь всех реформаторов от вечного переписывания под себя истории и конституции и создания вечно нового велосипеда. Может, давайте сосредоточимся на создании прозрачных и справедливых условий перезагрузки местной судебной власти?

Подібні публікації

26 Січня 2023

Публікації

Гра з тінню: чим небезпечні нелегальні казино та звідки вони беруться?
24 Січня 2023

Публікації

Хто за все заплатить: як рітейлу фіксувати збитки та на які варіанти відшкодування можна розраховувати
19 Січня 2023

Публікації

Закон № 2805-ix: аналіз Sayenko Kharenko
Cookies повідомлення

Ми використовуємо дані cookie, щоб аналізувати поведінку відвідувачів
нашого сайту та покращувати його. Використовуючи наш сайт, ви даєте згоду на дані cookie відповідно до нашої Cookie Policy.